Постановление Администрации Сердобского района от 13.01.2015 N 23 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями средств бюджета Сердобского района, главными администраторами доходов бюджета Сердобского района, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Сердобского района внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"



АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2015 г. № 23

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ
РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА СЕРДОБСКОГО РАЙОНА, ГЛАВНЫМИ
АДМИНИСТРАТОРАМИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА СЕРДОБСКОГО РАЙОНА,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА СЕРДОБСКОГО РАЙОНА ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В соответствии с частью 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Администрация Сердобского района Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления главными распорядителями средств бюджета Сердобского района, главными администраторами доходов бюджета Сердобского района, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Сердобского района внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Настоящее постановление опубликовать в информационном бюллетене "Вестник Сердобского района".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Финансового управления Сердобского района.

Глава администрации
А.В.БЕДИКИН





Утвержден
постановлением
Администрации Сердобского района
от 13 января 2015 г. № 23

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ
БЮДЖЕТА СЕРДОБСКОГО РАЙОНА, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА СЕРДОБСКОГО РАЙОНА, ГЛАВНЫМИ
АДМИНИСТРАТОРАМИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
БЮДЖЕТА СЕРДОБСКОГО РАЙОНА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями средств бюджета Сердобского района, главными администраторами доходов бюджета Сердобского района, главными администраторами источников финансирования бюджета Сердобского района (далее - главный администратор средств бюджета Сердобского района) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
3. Настоящий Порядок устанавливает требования к:
- организации, планированию и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.

II. Осуществление внутреннего финансового контроля

Термины и определения

4. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководством, должностными лицами главного администратора средств бюджета Сердобского района, организующими и выполняющими бюджетные процедуры, направленные на:
а) недопущение (пресечение) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
б) повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
5. Предмет внутреннего финансового контроля - бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры), осуществляемые главным администратором средств бюджета Сердобского района в рамках закрепленных за ним бюджетных полномочий.
6. Контрольное действие - форма осуществления внутреннего финансового контроля в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности (подведомственности) (далее - методы контроля).
К контрольным действиям относятся проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, санкционирование действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур, сверка данных, сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
7. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц при инициации или завершении операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры).

Организация внутреннего финансового контроля

8. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора средств бюджета Сердобского района, исполняющих бюджетные полномочия.
9. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами подразделений главного администратора средств бюджета Сердобского района, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих бюджетных процедур:
а) составление и представление документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета Сердобского района, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
б) составление и представление документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета Сердобского района;
в) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи;
г) составление и направление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Сердобского района, доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
д) составление, утверждение и ведение бюджетных смет, свода бюджетных смет;
е) формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений;
ж) исполнение бюджетной сметы;
з) принятие и исполнение бюджетных обязательств;
и) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет Сердобского района, пеней и штрафов по ним;
к) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Сердобского района, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
л) принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджет Сердобского района;
м) процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, проведение инвентаризаций;
н) составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности.
10. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры);
б) выборочный, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры).
11. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора средств бюджета Сердобского района, курирующий подразделения, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, в соответствии с распределением обязанностей.

Планирование внутреннего финансового контроля

12. Планирование внутреннего финансового контроля заключается в формировании плана внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур.
13. В плане внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), периодичности ее выполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
14. Процесс формирования плана внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
15. Формирование и утверждение планов внутреннего финансового контроля осуществляется до начала очередного финансового года в порядке, установленном главным администратором средств бюджета Сердобского района.

Проведение внутреннего финансового контроля

16. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора средств бюджета Сердобского района осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов контроля, установленных в планах внутреннего финансового контроля.
17. Самоконтроль осуществляется должностным лицом подразделения главного администратора средств бюджета Сердобского района сплошным образом по мере совершения им операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур) путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным инструкциям, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
18. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным или выборочным способом руководителем подразделения главного администратора средств бюджета Сердобского района (иным уполномоченным лицом) и (или) руководителем (заместителем руководителя) главного администратора средств бюджета Сердобского района путем санкционирования операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
19. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственным администратором средств бюджета Сердобского района, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и внутренним стандартам. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием на необходимость внесения исправлений, устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо отметкой (разрешительной надписью) на представленном документе.

Оформление и рассмотрение результатов
внутреннего финансового контроля

20. К результатам внутреннего финансового контроля относятся отражаемые в количественном (денежном) выражении выявленные нарушения положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, недостатки при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков) и предлагаемых мерах по их устранению.
21. Информация о результатах внутреннего финансового контроля отражается в журналах внутреннего финансового контроля.
22. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения бюджетных процедур, руководителю (заместителю руководителя) главного администратора средств бюджета Сердобского района не реже одного раза в квартал. Указанная информация представляется незамедлительно в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
23. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководитель (заместитель руководителя) главного администратора средств бюджета Сердобского района принимает решение:
а) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
б) об отсутствии оснований для применения мер, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) о внесении изменений в планы внутреннего финансового контроля;
г) о направлении материалов в правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства, в отношении которых возможность устранения отсутствует.
24. Главный администратор средств бюджета Сердобского района определяет порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных журналов внутреннего финансового контроля.

III. Осуществление внутреннего финансового аудита

Организация внутреннего финансового аудита

25. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора средств бюджета Сердобского района (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора средств бюджета Сердобского района. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Сердобского района.
26. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора средств бюджета Сердобского района, подведомственными получателями средств бюджета Сердобского района, администраторами источников финансирования дефицита бюджета Сердобского района (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
27. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора средств бюджета Сердобского района.
28. Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора средств бюджета Сердобского района, направляемых в Финансовое управление Сердобского района в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, в порядке, установленном главным администратором средств бюджета Сердобского района.
29. Аудиторские проверки подразделяются на:
а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
30. Должностные лица подразделения внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
Сроки направления и исполнения запросов устанавливаются главным администратором средств бюджета Сердобского района.
31. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
32. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора средств бюджета Сердобского района.
33. Главный администратор средств бюджета Сердобского района обязан предоставлять Финансовому управлению Сердобского района запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.

Планирование внутреннего финансового аудита

34. Составление, утверждение и ведение годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План) осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета Сердобского района.
35. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указывается проверяемая бюджетная процедура и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
36. В целях составления Плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля в текущем (отчетном) финансовом году;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Сердобского района и Финансовым управлением Сердобского района в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
37. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.

Проведение аудиторских проверок

38. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора средств бюджета Сердобского района.
39. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
40. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
При составлении программы формируется группа работников, проводящих аудиторскую проверку (далее - аудиторская группа), и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
41. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия новым изменениям в области бюджетного учета;
в) применения автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении бюджетных процедур;
г) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
д) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
е) бюджетной отчетности.
42. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объектов аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита, в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником субъекта внутреннего финансового аудита.
43. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежаще надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
44. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении планов внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам финансового контроля, экспертам и(или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
45. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления определяются порядком главного администратора средств бюджета Сердобского района.

Оформление и рассмотрение результатов
внутреннего финансового аудита

46. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
47. Форма акта, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита предусматриваются и устанавливаются главным администратором средств бюджета Сердобского района.
48. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Сердобского района.
49. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора средств бюджета Сердобского района. По результатам рассмотрения отчета руководитель главного администратора средств бюджета Сердобского района принимает решение о:
а) необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) направлении материалов в Финансовое управление Сердобского района и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

Составление и представление отчетности
о результатах внутреннего финансового аудита

50. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита (далее - Отчетность).
51. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора средств бюджета Сердобского района.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также повышению эффективности использования бюджетных средств.
52. Порядок составления и представления годовой отчетности устанавливается главным администратором средств бюджета Сердобского района.


------------------------------------------------------------------