<Разъяснение> Прокуратуры Пензенской обл. от 28.01.2015 N 22/1-10-2015/153-2015 "Оспаривание постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов в порядке арбитражного судопроизводства"
ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 28 января 2015 г. № 22/1-10-2015/153-2015
ОСПАРИВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ
О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ПОРЯДКЕ АРБИТРАЖНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА
Анализ судебной практики показывает, что субъекты предпринимательства занимают активную позицию по обжалованию решений контролирующих органов о привлечении к административной ответственности и отстаивают свои интересы.
Так, за первое полугодие 2014 года Арбитражным судом Пензенской области рассмотрено 134 дела о признании незаконными постановлений о привлечении субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, из которых по 108 требований удовлетворены.
Причинами отмены постановлений о привлечении к административной ответственности являются недоказанность вины, отсутствие состава правонарушения, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, несоблюдение процедуры привлечения к ответственности, признание правонарушения малозначительным.
Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях выступает одним из средств, обеспечивающих достижение задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" жалобы субъектов предпринимательской деятельности на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Требования к заявлению об оспаривании постановления об административном правонарушении установлены в ст. 209 АПК РФ. Заявление подается в письменной форме, подписывается заявителем (его представителем). В этом документе указывается:
наименование арбитражного суда, куда подается заявление;
наименование и местонахождение заявителя, его номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа;
перечень прилагаемых приложений. К заявлению обязательно прилагаются текст оспариваемого решения, уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.
Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности закреплены в ст. ст. 207 - 211 АПК РФ, среди которых можно выделить следующие.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
По общему правилу дело об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления (ч. 1 ст. 210 АПК РФ). Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании:
проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения;
устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;
устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности;
соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности;
не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности;
рассматривает иные обстоятельства, имеющие значение для дела. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит одно из двух решений:
решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч. 2 ст. 211 АПК РФ);
решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (ч. 3 ст. 211 АПК РФ).
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции (ч. 5 ст. 211 АПК РФ).
Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Е.КАНЦЕРОВА
------------------------------------------------------------------
ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 28 января 2015 г. № 22/1-10-2015/153-2015
ОСПАРИВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ
О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ПОРЯДКЕ АРБИТРАЖНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА
Анализ судебной практики показывает, что субъекты предпринимательства занимают активную позицию по обжалованию решений контролирующих органов о привлечении к административной ответственности и отстаивают свои интересы.
Так, за первое полугодие 2014 года Арбитражным судом Пензенской области рассмотрено 134 дела о признании незаконными постановлений о привлечении субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, из которых по 108 требований удовлетворены.
Причинами отмены постановлений о привлечении к административной ответственности являются недоказанность вины, отсутствие состава правонарушения, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, несоблюдение процедуры привлечения к ответственности, признание правонарушения малозначительным.
Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях выступает одним из средств, обеспечивающих достижение задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" жалобы субъектов предпринимательской деятельности на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Требования к заявлению об оспаривании постановления об административном правонарушении установлены в ст. 209 АПК РФ. Заявление подается в письменной форме, подписывается заявителем (его представителем). В этом документе указывается:
наименование арбитражного суда, куда подается заявление;
наименование и местонахождение заявителя, его номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа;
перечень прилагаемых приложений. К заявлению обязательно прилагаются текст оспариваемого решения, уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.
Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности закреплены в ст. ст. 207 - 211 АПК РФ, среди которых можно выделить следующие.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
По общему правилу дело об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления (ч. 1 ст. 210 АПК РФ). Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании:
проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения;
устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;
устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности;
соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности;
не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности;
рассматривает иные обстоятельства, имеющие значение для дела. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит одно из двух решений:
решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч. 2 ст. 211 АПК РФ);
решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (ч. 3 ст. 211 АПК РФ).
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции (ч. 5 ст. 211 АПК РФ).
Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Е.КАНЦЕРОВА
------------------------------------------------------------------