<Разъяснение> Прокуратуры Пензенской обл. от 28.01.2015 N 22/1-10-2015/153-2015 "Формы участия граждан России в охране общественного порядка"
ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 28 января 2015 г. № 22/1-10-2015/153-2015
ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РОССИИ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Законодателем созданы правовые условия для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка, поиске лиц, пропавших без вести, деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, деятельности народных дружин, а также установлен правовой статус народных дружинников. Эти новеллы предусмотрены во вступающем в действие со 02.07.2014 Федеральном законе от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".
Закон предусматривает 5 основных форм правовых основ сотрудничества полиции и населения.
Во-первых, это содействие правоохранительным органам. Оно предполагает участие в охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий, информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественному порядку.
Вторая форма - помощь правоохранительным органам в поиске пропавших без вести. Участвовать в ней согласно закону могут только совершеннолетние граждане. Прописаны права и обязанности добровольцев. Власти должны предоставлять им необходимую для поиска пропавших информацию (но только общедоступную).
Третья форма - работа в качестве внештатных сотрудников полиции. В законе установлены требования к таким лицам, определены их полномочия.
Четвертая форма - участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями работы этих объединений являются содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний.
Особое внимание в законе уделено пятой форме - народным дружинам. Прописаны порядок их создания и деятельности, приема в них граждан. Определены полномочия дружинников. В частности, они могут требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния, применять физическую силу (но лишь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости). Дружинники пройдут специальную подготовку, им будут выдаваться удостоверения и форма.
За невыполнение требований народных дружинников будет взыскиваться штраф. Соответствующие поправки внесены в отдельные законодательные акты, в том числе в Кодекс РФ об административных правонарушениях федеральным законом от 02.04.2014 № 70-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка".
Прописаны в законе особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ.
Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр.
Предусмотрены правовые и социальные гарантии, а также меры поощрения внештатных сотрудников полиции и народных дружинников.
Закон прямо запрещает участие граждан в охране общественного порядка, если это заведомо предполагает угрозу их жизни и здоровью.
Законодательное закрепление правовых основ оказания гражданами содействия силовым структурам в поддержании правопорядка направлено на профилактику и устранение правонарушений.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Е.КАНЦЕРОВА
------------------------------------------------------------------
ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 28 января 2015 г. № 22/1-10-2015/153-2015
ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РОССИИ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Законодателем созданы правовые условия для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка, поиске лиц, пропавших без вести, деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, деятельности народных дружин, а также установлен правовой статус народных дружинников. Эти новеллы предусмотрены во вступающем в действие со 02.07.2014 Федеральном законе от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".
Закон предусматривает 5 основных форм правовых основ сотрудничества полиции и населения.
Во-первых, это содействие правоохранительным органам. Оно предполагает участие в охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий, информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественному порядку.
Вторая форма - помощь правоохранительным органам в поиске пропавших без вести. Участвовать в ней согласно закону могут только совершеннолетние граждане. Прописаны права и обязанности добровольцев. Власти должны предоставлять им необходимую для поиска пропавших информацию (но только общедоступную).
Третья форма - работа в качестве внештатных сотрудников полиции. В законе установлены требования к таким лицам, определены их полномочия.
Четвертая форма - участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями работы этих объединений являются содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний.
Особое внимание в законе уделено пятой форме - народным дружинам. Прописаны порядок их создания и деятельности, приема в них граждан. Определены полномочия дружинников. В частности, они могут требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния, применять физическую силу (но лишь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости). Дружинники пройдут специальную подготовку, им будут выдаваться удостоверения и форма.
За невыполнение требований народных дружинников будет взыскиваться штраф. Соответствующие поправки внесены в отдельные законодательные акты, в том числе в Кодекс РФ об административных правонарушениях федеральным законом от 02.04.2014 № 70-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка".
Прописаны в законе особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ.
Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр.
Предусмотрены правовые и социальные гарантии, а также меры поощрения внештатных сотрудников полиции и народных дружинников.
Закон прямо запрещает участие граждан в охране общественного порядка, если это заведомо предполагает угрозу их жизни и здоровью.
Законодательное закрепление правовых основ оказания гражданами содействия силовым структурам в поддержании правопорядка направлено на профилактику и устранение правонарушений.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Е.КАНЦЕРОВА
------------------------------------------------------------------