Постановление Администрации Каменского района от 29.01.2015 N 58 "О Программе повышения эффективности управления общественными финансами в Каменском районе Пензенской области на период до 2018 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. № 58
О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В КАМЕНСКОМ РАЙОНЕ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Пензенской области от 4 декабря 2014 года № 631-рП и в целях определения основных направлений деятельности органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области в сфере управления общественными финансами Администрация Каменского района Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными финансами в Каменском районе Пензенской области на период до 2018 года.
2. Органам местного самоуправления Каменского района Пензенской области руководствоваться положениями Программы при реализации муниципальных программ Каменского района Пензенской области, а также при подготовке проектов решений Собрания представителей Каменского района Пензенской области и иных нормативных правовых актов Каменского района Пензенской области.
3. Настоящее постановление опубликовать в Информационном бюллетене Каменского района Пензенской области "Вестник Каменского района" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Администрации Каменского района Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Администрации Каменского района Пензенской области.
Глава Администрации
Каменского района
Пензенской области
К.Н.ГРОШЕВ
Утверждена
постановлением
администрации Каменского района
Пензенской области
от 29 января 2015 г. № 58
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
В КАМЕНСКОМ РАЙОНЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2018 ГОДА
Программа повышения эффективности управления общественными финансами в Каменском районе Пензенской области на период до 2018 года (далее - Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Пензенской области от 04.12.2014 № 631-рП "О Программе повышения эффективности управления общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года", определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области (далее - органы местного самоуправления) в сфере управления общественными финансами.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве определяют необходимость активного вовлечения органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В результате реализации Плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Каменского района Пензенской области на 2013 - 2015 годы система управления муниципальными финансами Каменского района была существенно модернизирована.
Основными задачами по выполнению данного Плана являлись:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Каменского района Пензенской области;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора);
повышение эффективности распределения бюджетных средств;
оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;
реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего муниципального финансового контроля;
внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетных учреждениях Каменского района Пензенской области;
развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области.
Результатами проведения бюджетных реформ в Каменском районе Пензенской области стали:
увеличение налогового потенциала бюджета Каменского района Пензенской области в результате оптимизации льгот по налогам и сборам;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию и утверждению бюджета Каменского района Пензенской области на трехлетний период (на очередной финансовый год и плановый период);
переход к программной структуре расходов бюджета Каменского района Пензенской области (свыше 90 процентов расходов бюджета Каменского района Пензенской области на 2014 - 2016 годы запланировано в рамках муниципальных программ Каменского района Пензенской области);
переход к оказанию муниципальных услуг на основе муниципальных заданий;
переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, создание многофункциональных центров предоставления муниципальных услуг;
построение системы межбюджетных отношений, учитывающей изменения законодательства Российской Федерации в сфере разграничения полномочий, распределения доходных источников и межбюджетных трансфертов;
проведение модернизации информационных систем, используемых при исполнении бюджета Каменского района Пензенской области и формировании бюджетной отчетности;
проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Каменского района Пензенской области;
осуществление контроля за соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области, дефицита бюджета Каменского района Пензенской области и бюджетов поселений (далее - бюджеты), муниципального долга, расходов на его обслуживание);
размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" планов деятельности (дорожных карт) органов местного самоуправления, проектов нормативных правовых актов Каменского района Пензенской области и иной актуальной информации, связанной с деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Каменского района Пензенской области.
Несмотря на динамичное развитие и совершенствование бюджетной системы, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами на местном уровне еще не завершен.
Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальны для Каменского района Пензенской области:
высокий уровень дефицита бюджета Каменского района Пензенской области и долговых обязательств, ограничивающих возможности по реализации приоритетных направлений социально-экономического развития;
слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, неопределенность соотношения и взаимосвязей различных программно-целевых инструментов;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов, наращиванию собственной налоговой базы;
формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (работ);
отсутствие ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов Каменского района Пензенской области, программ, инвестиционных проектов;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
наличие неиспользуемых резервов повышения эффективности процессов кассового обслуживания исполнения бюджетов, а также операций со средствами муниципальных учреждений Каменского района Пензенской области (далее - учреждения);
недостаточный уровень унификации и стандартизации процессов управления муниципальными финансами, интеграции и автоматизации учетной деятельности организаций муниципального сектора;
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, учреждений, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
В настоящее время система управления общественными финансами не создает достаточно устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики.
Необходимость решения приоритетных задач социально-экономического развития, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 - 602 и 606, от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" и от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" (далее - приоритетные направления социально-экономического развития), требует создания качественно новой системы управления общественными финансами.
2. Цели, задачи Программы
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации в Каменском районе Пензенской области приоритетных направлений социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетов;
2) полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
3) повышение результативности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
4) оптимизация бюджетных расходов;
5) повышение эффективности межбюджетного регулирования;
6) повышение эффективности процессов формирования и исполнения бюджетов;
7) усиление роли муниципального финансового контроля в управлении бюджетным процессом;
8) повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в ней целей и задач.
Решение органами местного самоуправления Каменского района Пензенской области перечисленных задач будет осуществляться в рамках принятых нормативных правовых актов Каменского района Пензенской области с учетом изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и Пензенской области.
3. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджетов
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Каменского района Пензенской области, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата в Каменском районе Пензенской области.
Переход к формированию бюджетов на программной основе предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы Каменского района Пензенской области в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации государственной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов.
С целью долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетов необходимо скоординировать действия органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области по усовершенствованию действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.
Проведению ответственной бюджетной политики и оптимизации долговой нагрузки способствует реализация следующих основных принципов и мер:
расширение горизонтов бюджетного планирования, в том числе за счет утверждения бюджетов на трехлетний период и формирования долгосрочных бюджетных прогнозов;
разработка основных направлений муниципальной долговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики;
ограничение роста бюджетных расходов при безусловной реализации действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств только при условии наличия финансовых ресурсов на весь период их действия и соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития;
создание условий для развития конкуренции, привлечения инвестиций и наращивания налогового потенциала Каменского района Пензенской области, в том числе за счет расширения практики использования механизмов государственно-частного партнерства, развития инновационной деятельности в Каменском районе Пензенской области, реализации эффективных мер поддержки хозяйствующих субъектов;
выявление и перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Каменского района Пензенской области;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета Каменского района Пензенской области с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета Каменского района Пензенской области за качество и соблюдение показателей кассового плана;
поддержание безопасного уровня муниципального долга Каменского района Пензенской области.
Разработка бюджетного прогноза Каменского района Пензенской области на долгосрочный период, определяющего долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями бюджета Каменского района Пензенской области, долговыми обязательствами, является важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов.
При этом показатели бюджетного прогноза Каменского района Пензенской области на долгосрочный период, Стратегии социально-экономического развития Каменского района Пензенской области и прогноза социально-экономического развития Каменского района Пензенской области должны быть взаимоувязаны. Это позволит повысить обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных связанных с ними ресурсов, стратегические ориентиры развития Каменского района Пензенской области будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.
Особое внимание необходимо уделить разработке основных направлений муниципальной долговой политики Каменского района Пензенской области. Политика управления муниципальным долгом должна решать задачу сбалансированности бюджета Каменского района Пензенской области, обеспечивать соответствие параметров по муниципальному долгу Каменского района Пензенской области нормам бюджетного законодательства.
В целях снижения рисков рефинансирования краткосрочных банковских кредитов, обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости бюджета Каменского района Пензенской области, равномерного распределения долговой нагрузки по годам целесообразно рассмотреть возможность использования среднесрочных и долгосрочных заемных источников финансирования дефицита бюджета Каменского района Пензенской области. Выбор инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований следует осуществлять в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке.
4. Применение программно-целевых методов бюджетирования
Высокое качество управления бюджетным процессом на муниципальном уровне должно быть обеспечено, в первую очередь, за счет использования передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджета.
Определение всех направлений реализации муниципальной политики целесообразно осуществлять только в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ.
Муниципальные программы должны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности, а также ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В бюджетном прогнозе Каменского района Пензенской области на долгосрочный период предполагается устанавливать предельные объемы ("потолки") расходов на весь срок реализации каждой муниципальной программы Каменского района Пензенской области.
При определении предельных объемов ("потолков") расходов необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития Каменского района Пензенской области, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг (работ), а также достижение целевых значений показателей указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам Каменского района Пензенской области должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета Каменского района Пензенской области с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации программ.
Предельные объемы ("потолки") расходов позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные финансированием муниципальные программы Каменском районе Пензенской области, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
Обеспечение развития подходов к формированию муниципальных программ как элемента долгосрочного планирования предусматривает реализацию в Каменском районе Пензенской области следующих мер:
1) корректировка целей и задач Стратегии социально-экономического развития Каменского района Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года с учетом изменившихся приоритетных направлений социально-экономического развития;
2) формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития Каменского района Пензенской области как необходимого условия для разработки бюджетного прогноза Каменского района Пензенской области на соответствующий период;
3) разработка бюджетного прогноза Каменского района Пензенской области на период до 2030 года, которая должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики, прежде всего в социальной сфере, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов;
4) корректировка мероприятий и показателей муниципальных программ Каменского района Пензенской области с учетом показателей Стратегии социально-экономического развития Каменского района Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года и прогноза социально-экономического развития Каменского района Пензенской области, а также приоритетных направлений социально-экономического развития.
Необходимо уделять особое внимание дальнейшей качественной разработке и реализации муниципальных программ, созданию действенного механизма контроля за их выполнением, повышению ответственности и заинтересованности исполнителей за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Контроль за выполнением муниципальных программ Каменского района Пензенской области и принятие решений о дальнейшей их реализации должны осуществляться с учетом единой методики оценки эффективности реализации муниципальных программ Каменского района Пензенской области.
5. Повышение результативности оказания муниципальных
услуг (выполнения работ)
В рамках реализации предусмотренной Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с последующими изменениями) реформы муниципальных учреждений следует проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов, в том числе за счет:
четкой увязки состава и объема услуг с социальными гарантиями и обязательствами государства;
более обоснованного планирования и распределения средств на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности, при проведении закупок);
передачи оказания части муниципальных услуг (выполнения работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений);
сокращения издержек по административному контролю текущей деятельности автономных и бюджетных учреждений.
Для повышения результативности оказания муниципальных услуг (работ) в Каменском районе Пензенской области необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий;
2) оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления, на тип казенного учреждения либо их ликвидация;
3) формирование ведомственных перечней муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, начиная с формирования муниципальных заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
4) переход к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствующих сферах;
5) расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) негосударственных организаций (переход к конкурсному размещению муниципального заказа на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) как среди муниципальных учреждений, так и организаций негосударственного сектора);
6) внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, нацеленных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Вознаграждение руководителей учреждений должно зависеть от качества работы учреждений и средней заработной платы персонала;
7) проведение анализа выполнения (невыполнения) муниципальных заданий с обязательным наличием результатов контроля за их исполнением, установлением ответственности за нарушение условий выполнения муниципальных заданий;
8) изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
6. Оптимизация бюджетных расходов
Основная цель оптимизации бюджетных расходов - создание стимулов к ответственному финансовому управлению бюджетными ресурсами и повышению качества предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).
В рамках данной задачи бюджетная политика будет выстраиваться на принципах ответственности и предсказуемости.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема бюджетных расходов требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
Для повышения финансовых возможностей за счет внутренних резервов органам местного самоуправления необходимо:
1) активно использовать механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие привлечь инвестиции и услуги частных организаций для решения задач по созданию современной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
2) максимально эффективно использовать возможности привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта многоквартирных жилых домов, повышения качества и доступности жилья;
3) повысить адресность социальной поддержки граждан (для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки должно основываться на критерии нуждаемости граждан);
4) повысить эффективность бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации сети учреждений, а также за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению, рациональному использованию занимаемых площадей муниципальных организаций;
5) повысить эффективность расходов капитального характера за счет предоставления капитальных вложений из бюджета Каменского района Пензенской области в объекты муниципальной собственности Каменского района Пензенской области, межбюджетных трансфертов бюджетам поселений на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на основе анализа ожидаемого эффекта от вложения бюджетных средств, а также исходя из возможностей бюджета Каменского района Пензенской области по обеспечению софинансирования для участия в федеральных целевых программах;
6) повысить эффективность, открытость и прозрачность деятельности муниципальных предприятий и хозяйственных обществ, акции в уставных капиталах которых находятся в собственности Каменского района Пензенской области, в том числе за счет осуществления закупки товаров и продукции производственного назначения исключительно на основе проведения торгов;
7) провести инвентаризацию муниципального имущества Каменского района Пензенской области, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Каменского района Пензенской области, на предмет эффективного его использования;
8) оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления за счет сокращения дублирования функций и полномочий;
9) оптимизировать расходы на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд путем реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).
7. Повышение эффективности межбюджетного регулирования
Целью совершенствования системы межбюджетных отношений в Каменском районе Пензенской области является создание условий и стимулов для повышения бюджетной самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления.
В 2014 - 2018 годы межбюджетные отношения будут формироваться с учетом продолжающегося на федеральном уровне перераспределения доходных источников и расходных обязательств между публично-правовыми образованиями.
В перспективе необходимо повысить результативность использования каждого из видов межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам поселений из бюджета Каменского района Пензенской области.
Оказание финансовой поддержки должно сочетаться с развитием экономики муниципальных образований за счет собственных средств бюджетов поселений.
Следует оптимизировать состав межбюджетных трансфертов бюджетам поселений, предоставляемых в рамках муниципальных программ Каменского района Пензенской области, путем их консолидации (укрупнения).
В настоящее время из бюджета Каменского района Пензенской области предоставляется значительное количество межбюджетных трансфертов бюджетам поселений с минимальным уровнем софинансирования за счет средств бюджетов поселений. Множественность межбюджетных трансфертов приводит к "распылению" бюджетных средств, сокращению ответственности за реализацию установленных полномочий, отсутствию у органов местного самоуправления мотивации к принятию расходных обязательств по приоритетным направлениям социально-экономического развития.
По мере развития муниципальных программ Каменского района Пензенской области целесообразно перейти к формированию и использованию каждого из видов межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности.
С целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и эффективности бюджетных расходов необходимо:
обеспечить стабильные условия формирования доходов бюджетов поселений за счет повышения доли межбюджетных трансфертов из бюджета Каменского района Пензенской области, распределяемых на трехлетний период;
рассмотреть возможность консолидации межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам поселений в рамках муниципальных программ Каменского района Пензенской области;
разработать механизмы стимулирования деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций, наращиванию налогового потенциала, оптимизации расходов, укрупнению поселений;
осуществлять стимулирование деятельности органов местного самоуправления путем предоставления бюджетам поселений из бюджета Каменского района Пензенской области грантов за достижение наилучших результатов деятельности;
проводить мониторинг годовых отчетов об исполнении бюджетов поселений, оценку качества организации и осуществления бюджетного процесса в поселениях Каменского района Пензенской области с повышением объективности этой оценки;
оказывать методическую помощь, в том числе по вопросам, связанным с организацией бюджетного процесса на местном уровне (формированием программных бюджетов поселений на трехлетний период, соответствующих требованиям к прозрачности бюджетного процесса);
осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, за соблюдением мер и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также за изменением основных параметров местных бюджетов, муниципального долга, структуры расходов.
8. Повышение эффективности процессов формирования
и исполнения бюджетов
Повышение эффективности управления общественными финансами должно быть обеспечено также на операционном уровне, то есть на уровне инструментов, механизмов и процедур непосредственного принятия и реализации решений органами местного самоуправления.
Совершенствовать "операционную" деятельность предполагается как по внутриведомственным направлениям, так и в части межведомственного взаимодействия - в рамках совершенствования бюджетного процесса. Важная роль в этой сфере отводится органам Федерального казначейства.
Необходимо сокращать неэффективные временные и материальные затраты, связанные с недостаточной автоматизацией бюджетного процесса.
Развитие системы управления финансово-бюджетными механизмами в Каменском районе Пензенской области, в первую очередь, должно быть направлено:
на внедрение оптимизированной единой системы финансовых расчетов и отчетов с автоматическим обменом бюджетными данными и преобразованием документов в учетные записи в регистрах бюджетного учета для всех участников бюджетного процесса Каменского района Пензенской области;
на автоматизацию сбора и анализа информации к проекту бюджета Каменского района Пензенской области (проекту изменений в бюджет Каменского района Пензенской области) от субъектов бюджетного планирования (включая муниципальные учреждения Каменского района Пензенской области) и формирование в программном комплексе проекта бюджета Каменского района Пензенской области с возможностью анализа и сравнения альтернативных версий проекта бюджета Каменского района Пензенской области.
Повышение эффективности использования бюджетных средств с точки зрения их стоимостного ресурса будет осуществляться через инструменты управления ликвидностью счета бюджета Каменского района Пензенской области. В дополнение к существующим возможностям должны быть внедрены новые, а именно:
совершенствование процедуры составления и исполнения кассового плана бюджета Каменского района Пензенской области и методики обеспечения оптимального размера ежедневного остатка на едином счете бюджета Каменского района Пензенской области;
максимальное использование возможностей механизма привлечения в бюджет Каменского района Пензенской области остатков временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений, предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета Каменского района Пензенской области;
внедрение механизма перечисления бюджетам поселений межбюджетных трансфертов из бюджета Каменского района Пензенской области, по которому их предоставление осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета поселений, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты.
Программно-целевые методы управления требуют организации эффективного финансового менеджмента в органах местного самоуправления, а также в учреждениях.
Финансовый менеджмент должен стать составной частью деятельности органа местного самоуправления, учреждения и обеспечивать принятие эффективных управленческих решений об адресном, экономном и результативном использовании бюджетных средств.
Для объективной количественной оценки качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, осуществляемого не только финансовым органом, но и ведомственными подразделениями внутреннего финансового контроля и аудита.
В результате изменения подхода к процессам планирования и исполнения бюджета Каменского района Пензенской области предполагается достичь главных результатов:
повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления за счет значительного сокращения дублирующих процедур и "ручного ввода" данных при взаимодействии по бюджетным вопросам и направления высвободившегося времени на усиление аналитической и методологической работы, повысить оперативность составления финансовых расчетов для принятия управленческих решений;
повысить качество финансового менеджмента органов местного самоуправления власти и муниципальных учреждений Каменского района Пензенской области;
сократить в сопоставимых условиях расходы на обслуживание муниципального долга Каменского района Пензенской области.
9. Совершенствование муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету требует смещения акцента с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами использования средств.
При этом контроль следует осуществлять на всех этапах "жизненного цикла" муниципальных программ - при разработке, в процессе реализации, при мониторинге, экспертизе, оценке результативности.
В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществление муниципального финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:
на совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля с учетом изменений бюджетного законодательства (в том числе в части регламентации деятельности контрольно-ревизионных органов, унификации терминов, подходов и процедур при осуществлении контрольных функций);
на организацию внутреннего финансового контроля и аудита, создание полноценной системы мониторинга муниципальных программ;
на усиление ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (применение бюджетных мер принуждения и привлечения к ответственности, в том числе административной);
на усиление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (выявление "недобросовестных" заказчиков и поставщиков товаров (работ, услуг) путем осуществления контроля при проведении оплаты по заключенным контрактам, применения антидемпинговых процедур при проведении конкурсов и аукционов, использования банковских гарантий, предоставляемых участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта);
на предупреждение и пресечение бюджетных нарушений, в том числе совершения платежей по сомнительным сделкам (усовершенствование процедур санкционирования операций при кассовом обслуживании исполнения бюджета Каменского района Пензенской области);
на повышение качества договорной работы (проведение инвентаризации соглашений (договоров), заключаемых с органами местного самоуправления и организациями при предоставлении средств бюджета Каменского района Пензенской области, на предмет соответствия их законодательству и технико-юридическим нормам).
10. Повышение открытости и прозрачности управления
общественными финансами
Повышение уровня открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджетов и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность предполагает:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов;
открытость деятельности органов местного самоуправления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
рассмотрение и утверждение бюджетных параметров, бюджетной отчетности в увязке с планируемыми и достигнутыми целями и результатами государственной политики;
публикацию бюджетов на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.
Достижение высокого уровня прозрачности предусматривает доступность и понятность для граждан информации о целях бюджетной политики, публичность процесса управления общественными финансами, открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
Данные задачи обуславливают необходимость повышения уровня финансовой грамотности населения, в том числе в вопросах формирования и исполнения бюджетов.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса.
Для достижения перечисленных целей в Каменском районе Пензенской области необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
1) развитие технологической и телекоммуникационной инфраструктуры и регламентация требований к информационным системам управления муниципальными финансами;
2) размещение на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджетах и бюджетном процессе Каменского района Пензенской области в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов Пензенской области;
3) реализация мероприятий, направленных на участие граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на муниципальном уровне, проектов муниципальных программ Каменского района Пензенской области (программ муниципальных образований Каменского района Пензенской области) и отчетов об их реализации;
4) регулярная публикация "бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования населения о бюджете Каменского района Пензенской области (бюджетах поселений) и отчетах об их исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами;
5) развитие механизмов эффективного взаимодействия с населением за счет расширения интерактивного взаимодействия с посетителями официальных интернет-порталов администрации Каменского района Пензенской области и органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области, официальных сайтов муниципальных образований Каменского района Пензенской области (форумы, интернет-приемные, сервисы голосования посетителей);
6) обеспечение общедоступности информации об оказании муниципальных услуг (выполнении работ), в том числе путем размещения на официальном сайте администрации Каменского района Пензенской области (официальных сайтах муниципальных образований Каменского района Пензенской области) или на официальных сайтах органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области нормативов финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг и методик формирования указанных нормативов, результатов мониторинга оказания муниципальных услуг (выполнения работ), результатов контроля за исполнением муниципальных заданий, результатов изучения мнения населения о качестве оказания услуг (выполнения работ).
Заключительные положения
Реализация настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Каменского района Пензенской области на соответствующий финансовый год, в составе расходов на реализацию муниципальных программ.
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. № 58
О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В КАМЕНСКОМ РАЙОНЕ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Пензенской области от 4 декабря 2014 года № 631-рП и в целях определения основных направлений деятельности органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области в сфере управления общественными финансами Администрация Каменского района Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными финансами в Каменском районе Пензенской области на период до 2018 года.
2. Органам местного самоуправления Каменского района Пензенской области руководствоваться положениями Программы при реализации муниципальных программ Каменского района Пензенской области, а также при подготовке проектов решений Собрания представителей Каменского района Пензенской области и иных нормативных правовых актов Каменского района Пензенской области.
3. Настоящее постановление опубликовать в Информационном бюллетене Каменского района Пензенской области "Вестник Каменского района" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Администрации Каменского района Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Администрации Каменского района Пензенской области.
Глава Администрации
Каменского района
Пензенской области
К.Н.ГРОШЕВ
Утверждена
постановлением
администрации Каменского района
Пензенской области
от 29 января 2015 г. № 58
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
В КАМЕНСКОМ РАЙОНЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2018 ГОДА
Программа повышения эффективности управления общественными финансами в Каменском районе Пензенской области на период до 2018 года (далее - Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Пензенской области от 04.12.2014 № 631-рП "О Программе повышения эффективности управления общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года", определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области (далее - органы местного самоуправления) в сфере управления общественными финансами.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве определяют необходимость активного вовлечения органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В результате реализации Плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Каменского района Пензенской области на 2013 - 2015 годы система управления муниципальными финансами Каменского района была существенно модернизирована.
Основными задачами по выполнению данного Плана являлись:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Каменского района Пензенской области;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора);
повышение эффективности распределения бюджетных средств;
оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;
реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего муниципального финансового контроля;
внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетных учреждениях Каменского района Пензенской области;
развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области.
Результатами проведения бюджетных реформ в Каменском районе Пензенской области стали:
увеличение налогового потенциала бюджета Каменского района Пензенской области в результате оптимизации льгот по налогам и сборам;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию и утверждению бюджета Каменского района Пензенской области на трехлетний период (на очередной финансовый год и плановый период);
переход к программной структуре расходов бюджета Каменского района Пензенской области (свыше 90 процентов расходов бюджета Каменского района Пензенской области на 2014 - 2016 годы запланировано в рамках муниципальных программ Каменского района Пензенской области);
переход к оказанию муниципальных услуг на основе муниципальных заданий;
переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, создание многофункциональных центров предоставления муниципальных услуг;
построение системы межбюджетных отношений, учитывающей изменения законодательства Российской Федерации в сфере разграничения полномочий, распределения доходных источников и межбюджетных трансфертов;
проведение модернизации информационных систем, используемых при исполнении бюджета Каменского района Пензенской области и формировании бюджетной отчетности;
проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Каменского района Пензенской области;
осуществление контроля за соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области, дефицита бюджета Каменского района Пензенской области и бюджетов поселений (далее - бюджеты), муниципального долга, расходов на его обслуживание);
размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" планов деятельности (дорожных карт) органов местного самоуправления, проектов нормативных правовых актов Каменского района Пензенской области и иной актуальной информации, связанной с деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Каменского района Пензенской области.
Несмотря на динамичное развитие и совершенствование бюджетной системы, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами на местном уровне еще не завершен.
Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальны для Каменского района Пензенской области:
высокий уровень дефицита бюджета Каменского района Пензенской области и долговых обязательств, ограничивающих возможности по реализации приоритетных направлений социально-экономического развития;
слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, неопределенность соотношения и взаимосвязей различных программно-целевых инструментов;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов, наращиванию собственной налоговой базы;
формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (работ);
отсутствие ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов Каменского района Пензенской области, программ, инвестиционных проектов;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
наличие неиспользуемых резервов повышения эффективности процессов кассового обслуживания исполнения бюджетов, а также операций со средствами муниципальных учреждений Каменского района Пензенской области (далее - учреждения);
недостаточный уровень унификации и стандартизации процессов управления муниципальными финансами, интеграции и автоматизации учетной деятельности организаций муниципального сектора;
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, учреждений, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
В настоящее время система управления общественными финансами не создает достаточно устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики.
Необходимость решения приоритетных задач социально-экономического развития, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 - 602 и 606, от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" и от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" (далее - приоритетные направления социально-экономического развития), требует создания качественно новой системы управления общественными финансами.
2. Цели, задачи Программы
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации в Каменском районе Пензенской области приоритетных направлений социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетов;
2) полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
3) повышение результативности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
4) оптимизация бюджетных расходов;
5) повышение эффективности межбюджетного регулирования;
6) повышение эффективности процессов формирования и исполнения бюджетов;
7) усиление роли муниципального финансового контроля в управлении бюджетным процессом;
8) повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в ней целей и задач.
Решение органами местного самоуправления Каменского района Пензенской области перечисленных задач будет осуществляться в рамках принятых нормативных правовых актов Каменского района Пензенской области с учетом изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и Пензенской области.
3. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджетов
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Каменского района Пензенской области, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата в Каменском районе Пензенской области.
Переход к формированию бюджетов на программной основе предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы Каменского района Пензенской области в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации государственной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов.
С целью долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетов необходимо скоординировать действия органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области по усовершенствованию действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.
Проведению ответственной бюджетной политики и оптимизации долговой нагрузки способствует реализация следующих основных принципов и мер:
расширение горизонтов бюджетного планирования, в том числе за счет утверждения бюджетов на трехлетний период и формирования долгосрочных бюджетных прогнозов;
разработка основных направлений муниципальной долговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики;
ограничение роста бюджетных расходов при безусловной реализации действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств только при условии наличия финансовых ресурсов на весь период их действия и соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития;
создание условий для развития конкуренции, привлечения инвестиций и наращивания налогового потенциала Каменского района Пензенской области, в том числе за счет расширения практики использования механизмов государственно-частного партнерства, развития инновационной деятельности в Каменском районе Пензенской области, реализации эффективных мер поддержки хозяйствующих субъектов;
выявление и перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Каменского района Пензенской области;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета Каменского района Пензенской области с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета Каменского района Пензенской области за качество и соблюдение показателей кассового плана;
поддержание безопасного уровня муниципального долга Каменского района Пензенской области.
Разработка бюджетного прогноза Каменского района Пензенской области на долгосрочный период, определяющего долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями бюджета Каменского района Пензенской области, долговыми обязательствами, является важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов.
При этом показатели бюджетного прогноза Каменского района Пензенской области на долгосрочный период, Стратегии социально-экономического развития Каменского района Пензенской области и прогноза социально-экономического развития Каменского района Пензенской области должны быть взаимоувязаны. Это позволит повысить обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных связанных с ними ресурсов, стратегические ориентиры развития Каменского района Пензенской области будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.
Особое внимание необходимо уделить разработке основных направлений муниципальной долговой политики Каменского района Пензенской области. Политика управления муниципальным долгом должна решать задачу сбалансированности бюджета Каменского района Пензенской области, обеспечивать соответствие параметров по муниципальному долгу Каменского района Пензенской области нормам бюджетного законодательства.
В целях снижения рисков рефинансирования краткосрочных банковских кредитов, обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости бюджета Каменского района Пензенской области, равномерного распределения долговой нагрузки по годам целесообразно рассмотреть возможность использования среднесрочных и долгосрочных заемных источников финансирования дефицита бюджета Каменского района Пензенской области. Выбор инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований следует осуществлять в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке.
4. Применение программно-целевых методов бюджетирования
Высокое качество управления бюджетным процессом на муниципальном уровне должно быть обеспечено, в первую очередь, за счет использования передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджета.
Определение всех направлений реализации муниципальной политики целесообразно осуществлять только в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ.
Муниципальные программы должны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности, а также ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В бюджетном прогнозе Каменского района Пензенской области на долгосрочный период предполагается устанавливать предельные объемы ("потолки") расходов на весь срок реализации каждой муниципальной программы Каменского района Пензенской области.
При определении предельных объемов ("потолков") расходов необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития Каменского района Пензенской области, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг (работ), а также достижение целевых значений показателей указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам Каменского района Пензенской области должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета Каменского района Пензенской области с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации программ.
Предельные объемы ("потолки") расходов позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные финансированием муниципальные программы Каменском районе Пензенской области, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
Обеспечение развития подходов к формированию муниципальных программ как элемента долгосрочного планирования предусматривает реализацию в Каменском районе Пензенской области следующих мер:
1) корректировка целей и задач Стратегии социально-экономического развития Каменского района Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года с учетом изменившихся приоритетных направлений социально-экономического развития;
2) формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития Каменского района Пензенской области как необходимого условия для разработки бюджетного прогноза Каменского района Пензенской области на соответствующий период;
3) разработка бюджетного прогноза Каменского района Пензенской области на период до 2030 года, которая должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики, прежде всего в социальной сфере, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов;
4) корректировка мероприятий и показателей муниципальных программ Каменского района Пензенской области с учетом показателей Стратегии социально-экономического развития Каменского района Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года и прогноза социально-экономического развития Каменского района Пензенской области, а также приоритетных направлений социально-экономического развития.
Необходимо уделять особое внимание дальнейшей качественной разработке и реализации муниципальных программ, созданию действенного механизма контроля за их выполнением, повышению ответственности и заинтересованности исполнителей за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Контроль за выполнением муниципальных программ Каменского района Пензенской области и принятие решений о дальнейшей их реализации должны осуществляться с учетом единой методики оценки эффективности реализации муниципальных программ Каменского района Пензенской области.
5. Повышение результативности оказания муниципальных
услуг (выполнения работ)
В рамках реализации предусмотренной Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с последующими изменениями) реформы муниципальных учреждений следует проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов, в том числе за счет:
четкой увязки состава и объема услуг с социальными гарантиями и обязательствами государства;
более обоснованного планирования и распределения средств на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности, при проведении закупок);
передачи оказания части муниципальных услуг (выполнения работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений);
сокращения издержек по административному контролю текущей деятельности автономных и бюджетных учреждений.
Для повышения результативности оказания муниципальных услуг (работ) в Каменском районе Пензенской области необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий;
2) оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления, на тип казенного учреждения либо их ликвидация;
3) формирование ведомственных перечней муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, начиная с формирования муниципальных заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
4) переход к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствующих сферах;
5) расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) негосударственных организаций (переход к конкурсному размещению муниципального заказа на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) как среди муниципальных учреждений, так и организаций негосударственного сектора);
6) внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, нацеленных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Вознаграждение руководителей учреждений должно зависеть от качества работы учреждений и средней заработной платы персонала;
7) проведение анализа выполнения (невыполнения) муниципальных заданий с обязательным наличием результатов контроля за их исполнением, установлением ответственности за нарушение условий выполнения муниципальных заданий;
8) изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
6. Оптимизация бюджетных расходов
Основная цель оптимизации бюджетных расходов - создание стимулов к ответственному финансовому управлению бюджетными ресурсами и повышению качества предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).
В рамках данной задачи бюджетная политика будет выстраиваться на принципах ответственности и предсказуемости.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема бюджетных расходов требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
Для повышения финансовых возможностей за счет внутренних резервов органам местного самоуправления необходимо:
1) активно использовать механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие привлечь инвестиции и услуги частных организаций для решения задач по созданию современной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
2) максимально эффективно использовать возможности привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта многоквартирных жилых домов, повышения качества и доступности жилья;
3) повысить адресность социальной поддержки граждан (для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки должно основываться на критерии нуждаемости граждан);
4) повысить эффективность бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации сети учреждений, а также за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению, рациональному использованию занимаемых площадей муниципальных организаций;
5) повысить эффективность расходов капитального характера за счет предоставления капитальных вложений из бюджета Каменского района Пензенской области в объекты муниципальной собственности Каменского района Пензенской области, межбюджетных трансфертов бюджетам поселений на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на основе анализа ожидаемого эффекта от вложения бюджетных средств, а также исходя из возможностей бюджета Каменского района Пензенской области по обеспечению софинансирования для участия в федеральных целевых программах;
6) повысить эффективность, открытость и прозрачность деятельности муниципальных предприятий и хозяйственных обществ, акции в уставных капиталах которых находятся в собственности Каменского района Пензенской области, в том числе за счет осуществления закупки товаров и продукции производственного назначения исключительно на основе проведения торгов;
7) провести инвентаризацию муниципального имущества Каменского района Пензенской области, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Каменского района Пензенской области, на предмет эффективного его использования;
8) оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления за счет сокращения дублирования функций и полномочий;
9) оптимизировать расходы на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд путем реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).
7. Повышение эффективности межбюджетного регулирования
Целью совершенствования системы межбюджетных отношений в Каменском районе Пензенской области является создание условий и стимулов для повышения бюджетной самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления.
В 2014 - 2018 годы межбюджетные отношения будут формироваться с учетом продолжающегося на федеральном уровне перераспределения доходных источников и расходных обязательств между публично-правовыми образованиями.
В перспективе необходимо повысить результативность использования каждого из видов межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам поселений из бюджета Каменского района Пензенской области.
Оказание финансовой поддержки должно сочетаться с развитием экономики муниципальных образований за счет собственных средств бюджетов поселений.
Следует оптимизировать состав межбюджетных трансфертов бюджетам поселений, предоставляемых в рамках муниципальных программ Каменского района Пензенской области, путем их консолидации (укрупнения).
В настоящее время из бюджета Каменского района Пензенской области предоставляется значительное количество межбюджетных трансфертов бюджетам поселений с минимальным уровнем софинансирования за счет средств бюджетов поселений. Множественность межбюджетных трансфертов приводит к "распылению" бюджетных средств, сокращению ответственности за реализацию установленных полномочий, отсутствию у органов местного самоуправления мотивации к принятию расходных обязательств по приоритетным направлениям социально-экономического развития.
По мере развития муниципальных программ Каменского района Пензенской области целесообразно перейти к формированию и использованию каждого из видов межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности.
С целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и эффективности бюджетных расходов необходимо:
обеспечить стабильные условия формирования доходов бюджетов поселений за счет повышения доли межбюджетных трансфертов из бюджета Каменского района Пензенской области, распределяемых на трехлетний период;
рассмотреть возможность консолидации межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам поселений в рамках муниципальных программ Каменского района Пензенской области;
разработать механизмы стимулирования деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций, наращиванию налогового потенциала, оптимизации расходов, укрупнению поселений;
осуществлять стимулирование деятельности органов местного самоуправления путем предоставления бюджетам поселений из бюджета Каменского района Пензенской области грантов за достижение наилучших результатов деятельности;
проводить мониторинг годовых отчетов об исполнении бюджетов поселений, оценку качества организации и осуществления бюджетного процесса в поселениях Каменского района Пензенской области с повышением объективности этой оценки;
оказывать методическую помощь, в том числе по вопросам, связанным с организацией бюджетного процесса на местном уровне (формированием программных бюджетов поселений на трехлетний период, соответствующих требованиям к прозрачности бюджетного процесса);
осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, за соблюдением мер и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также за изменением основных параметров местных бюджетов, муниципального долга, структуры расходов.
8. Повышение эффективности процессов формирования
и исполнения бюджетов
Повышение эффективности управления общественными финансами должно быть обеспечено также на операционном уровне, то есть на уровне инструментов, механизмов и процедур непосредственного принятия и реализации решений органами местного самоуправления.
Совершенствовать "операционную" деятельность предполагается как по внутриведомственным направлениям, так и в части межведомственного взаимодействия - в рамках совершенствования бюджетного процесса. Важная роль в этой сфере отводится органам Федерального казначейства.
Необходимо сокращать неэффективные временные и материальные затраты, связанные с недостаточной автоматизацией бюджетного процесса.
Развитие системы управления финансово-бюджетными механизмами в Каменском районе Пензенской области, в первую очередь, должно быть направлено:
на внедрение оптимизированной единой системы финансовых расчетов и отчетов с автоматическим обменом бюджетными данными и преобразованием документов в учетные записи в регистрах бюджетного учета для всех участников бюджетного процесса Каменского района Пензенской области;
на автоматизацию сбора и анализа информации к проекту бюджета Каменского района Пензенской области (проекту изменений в бюджет Каменского района Пензенской области) от субъектов бюджетного планирования (включая муниципальные учреждения Каменского района Пензенской области) и формирование в программном комплексе проекта бюджета Каменского района Пензенской области с возможностью анализа и сравнения альтернативных версий проекта бюджета Каменского района Пензенской области.
Повышение эффективности использования бюджетных средств с точки зрения их стоимостного ресурса будет осуществляться через инструменты управления ликвидностью счета бюджета Каменского района Пензенской области. В дополнение к существующим возможностям должны быть внедрены новые, а именно:
совершенствование процедуры составления и исполнения кассового плана бюджета Каменского района Пензенской области и методики обеспечения оптимального размера ежедневного остатка на едином счете бюджета Каменского района Пензенской области;
максимальное использование возможностей механизма привлечения в бюджет Каменского района Пензенской области остатков временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений, предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета Каменского района Пензенской области;
внедрение механизма перечисления бюджетам поселений межбюджетных трансфертов из бюджета Каменского района Пензенской области, по которому их предоставление осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета поселений, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты.
Программно-целевые методы управления требуют организации эффективного финансового менеджмента в органах местного самоуправления, а также в учреждениях.
Финансовый менеджмент должен стать составной частью деятельности органа местного самоуправления, учреждения и обеспечивать принятие эффективных управленческих решений об адресном, экономном и результативном использовании бюджетных средств.
Для объективной количественной оценки качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, осуществляемого не только финансовым органом, но и ведомственными подразделениями внутреннего финансового контроля и аудита.
В результате изменения подхода к процессам планирования и исполнения бюджета Каменского района Пензенской области предполагается достичь главных результатов:
повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления за счет значительного сокращения дублирующих процедур и "ручного ввода" данных при взаимодействии по бюджетным вопросам и направления высвободившегося времени на усиление аналитической и методологической работы, повысить оперативность составления финансовых расчетов для принятия управленческих решений;
повысить качество финансового менеджмента органов местного самоуправления власти и муниципальных учреждений Каменского района Пензенской области;
сократить в сопоставимых условиях расходы на обслуживание муниципального долга Каменского района Пензенской области.
9. Совершенствование муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету требует смещения акцента с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами использования средств.
При этом контроль следует осуществлять на всех этапах "жизненного цикла" муниципальных программ - при разработке, в процессе реализации, при мониторинге, экспертизе, оценке результативности.
В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществление муниципального финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:
на совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля с учетом изменений бюджетного законодательства (в том числе в части регламентации деятельности контрольно-ревизионных органов, унификации терминов, подходов и процедур при осуществлении контрольных функций);
на организацию внутреннего финансового контроля и аудита, создание полноценной системы мониторинга муниципальных программ;
на усиление ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (применение бюджетных мер принуждения и привлечения к ответственности, в том числе административной);
на усиление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (выявление "недобросовестных" заказчиков и поставщиков товаров (работ, услуг) путем осуществления контроля при проведении оплаты по заключенным контрактам, применения антидемпинговых процедур при проведении конкурсов и аукционов, использования банковских гарантий, предоставляемых участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта);
на предупреждение и пресечение бюджетных нарушений, в том числе совершения платежей по сомнительным сделкам (усовершенствование процедур санкционирования операций при кассовом обслуживании исполнения бюджета Каменского района Пензенской области);
на повышение качества договорной работы (проведение инвентаризации соглашений (договоров), заключаемых с органами местного самоуправления и организациями при предоставлении средств бюджета Каменского района Пензенской области, на предмет соответствия их законодательству и технико-юридическим нормам).
10. Повышение открытости и прозрачности управления
общественными финансами
Повышение уровня открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджетов и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность предполагает:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов;
открытость деятельности органов местного самоуправления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
рассмотрение и утверждение бюджетных параметров, бюджетной отчетности в увязке с планируемыми и достигнутыми целями и результатами государственной политики;
публикацию бюджетов на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.
Достижение высокого уровня прозрачности предусматривает доступность и понятность для граждан информации о целях бюджетной политики, публичность процесса управления общественными финансами, открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
Данные задачи обуславливают необходимость повышения уровня финансовой грамотности населения, в том числе в вопросах формирования и исполнения бюджетов.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса.
Для достижения перечисленных целей в Каменском районе Пензенской области необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
1) развитие технологической и телекоммуникационной инфраструктуры и регламентация требований к информационным системам управления муниципальными финансами;
2) размещение на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджетах и бюджетном процессе Каменского района Пензенской области в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов Пензенской области;
3) реализация мероприятий, направленных на участие граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на муниципальном уровне, проектов муниципальных программ Каменского района Пензенской области (программ муниципальных образований Каменского района Пензенской области) и отчетов об их реализации;
4) регулярная публикация "бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования населения о бюджете Каменского района Пензенской области (бюджетах поселений) и отчетах об их исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами;
5) развитие механизмов эффективного взаимодействия с населением за счет расширения интерактивного взаимодействия с посетителями официальных интернет-порталов администрации Каменского района Пензенской области и органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области, официальных сайтов муниципальных образований Каменского района Пензенской области (форумы, интернет-приемные, сервисы голосования посетителей);
6) обеспечение общедоступности информации об оказании муниципальных услуг (выполнении работ), в том числе путем размещения на официальном сайте администрации Каменского района Пензенской области (официальных сайтах муниципальных образований Каменского района Пензенской области) или на официальных сайтах органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области нормативов финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг и методик формирования указанных нормативов, результатов мониторинга оказания муниципальных услуг (выполнения работ), результатов контроля за исполнением муниципальных заданий, результатов изучения мнения населения о качестве оказания услуг (выполнения работ).
Заключительные положения
Реализация настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Каменского района Пензенской области на соответствующий финансовый год, в составе расходов на реализацию муниципальных программ.
------------------------------------------------------------------