Решение Пензенского областного суда от 03.02.2015 по делу N 3-4/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого статьи 16 Закона Пензенской обл. от 07.04.2003 N 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" в части слов "начиная с 1 января 2011 года">



ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу № 3-4/2015

Пензенский областной суд в составе:
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Е.И.,
с участием прокурора Мищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.С. об оспаривании в части статьи 16 Закона Пензенской области от 07 апреля 2003 г. № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области",

установил:

Законодательным Собранием Пензенской области 07 апреля 2003 г. принят Закон Пензенской области № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области", который опубликован в официальном печатном издании "Пензенские губернские ведомости" 24 апреля 2003 г.
Статьей 16 приведенного регионального Закона установлены случаи приобретения земельных участков в собственность граждан бесплатно.
Положениями абзаца первого указанной нормы в редакции Закона Пензенской области от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО "О внесении изменений в статью 16 Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области", опубликованного 02 ноября 2011 г. в газете "Пензенские губернские ведомости", предусмотрено, что приобретение в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства на территории Пензенской области в собственность гражданами, имеющими трех и более детей, проживающими на территории Пензенской области, осуществляется бесплатно в случае рождения (усыновления или удочерения) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, при наличии совместно проживающих с ними двух несовершеннолетних детей (далее в настоящем Законе - многодетная семья).
Д.С. обратился в Пензенский областной суд с заявлением о признании недействующим абзаца первого статьи 16 Закона Пензенской области от 07 апреля 2003 г. № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" в редакции Закона от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО в части слов "начиная с 1 января 2011 года" с момента принятия оспариваемой редакции, то есть с 31 октября 2011 г.
В обоснование требований заявитель, ссылаясь на противоречие указанной нормы положениям части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что установленное оспариваемой нормой ограничение по дате рождения детей в многодетных семьях для предоставления им бесплатно участков для жилищного строительства, нарушает права его семьи на приобретение земельного участка в собственность, в результате чего созданы неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории. В связи с тем, что его дети родились до 01 января 2011 г. ему отказано в предоставлении земельного участка бесплатно.
В судебном заседании Д.С. поддержал заявленное требование, просил о его удовлетворении.
Представитель Законодательного Собрания Пензенской области С.С. возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что абзац первый оспариваемой нормы не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы граждан в вопросе предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.
Выслушав доводы заявителя, представителя Законодательного Собрания Пензенской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Мищенко Н.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Установлено, что в состав семьи заявителя, кроме него и супруги - Д.М., входят несовершеннолетние дети, 2000, 2007 и 2009 годов рождения (л.д. 12,13,15-17).
На заявление Д.С. о предоставлении в собственность бесплатно многодетной семье земельного участка Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района Пензенской области, ссылаясь на положения абзаца первого статьи 16 Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области", ответил отказом (л.д. 11).
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Д.С. в Пензенский областной суд с вышеназванным заявлением, при разрешении которого суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Согласно части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена абзацем в пункте 2, в силу которого граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 28 Земельного Кодекса Российской Федерации Законодательным Собранием Пензенской области принят Закон Пензенской области от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО "О внесении изменений в статью 16 Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области", которым установлены условия приобретения земельных участков в собственность бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей, в зависимости от даты рождения третьего ребенка или последующих детей - 1 января 2011 г.
Заявитель оспаривает положения абзаца первого статьи 16 Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" в его редакции от 31 октября 2011 г.
Проверяя порядок принятия нормативного акта, суд нарушений не установил.
В силу пункта 1 статьи 17 Устава Пензенской области Законодательное Собрание Пензенской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Пензенской области.
В компетенции Законодательного Собрания Пензенской области находится, помимо прочего, принятие законов Пензенской области, иных нормативных правовых актов, внесение в них изменений и дополнений. В пределах своей компетенции Законодательное Собрание Пензенской области принимает законы Пензенской области и постановления Законодательного Собрания (статьи 22, 24 Устава Пензенской области).
Законодательную процедуру регулирует Закон Пензенской области от 01 ноября 1999 г. № 171-ЗПО "О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области", в соответствии с которым принятый Законодательным Собранием Пензенской области закон Пензенской области в течение пяти рабочих дней направляется Губернатору Пензенской области для обнародования, который, в свою очередь, в течение десяти календарных дней с момента поступления указанного закона обязан его обнародовать, удостоверив обнародование путем подписания закона Пензенской области или издания специального акта, либо отклонить закон (ст. 12).
Закон Пензенской области подлежит официальному опубликованию Губернатором Пензенской области (ст. 13 Закона).
На момент принятия оспариваемого положения Закона Пензенской области от 07 апреля 2003 г. № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" официальным опубликованием закона Пензенской области считалась первая публикация его полного текста в газетах "Пензенские губернские ведомости", "Пензенская правда" либо в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области".
Судом установлено, что Закон Пензенской области от 07 апреля 2003 г. № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" и Закон Пензенской области от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО "О внесении изменений в статью 16 Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" приняты 03 апреля 2003 г. и 21 октября 2011 г. на 10 и 42 сессиях Законодательного Собрания Пензенской области 3-го и 4-го созыва соответственно большинством голосов от установленного числа депутатов, подписаны Губернатором Пензенской области, опубликованы 24 апреля 2003 г. и 02 ноября 2011 г. соответственно в печатном издании "Пензенские губернские ведомости" № 5 и № 90 и вступили в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Законодательного Собрания Пензенской области, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу, регламентированных Уставом Пензенской области, Законом Пензенской области от 01 ноября 1999 г. № 171-ЗПО "О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области", Регламентом Законодательного Собрания Пензенской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 30 сентября 2011 г. № 1058-41/4 ЗС. Данное обстоятельство участниками процесса также не оспаривалось.
Проверяя существо оспариваемых заявителем положений абзаца первого статьи 16 Закона Пензенской области от 07 апреля 2003 г. № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" в редакции Закона от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО, суд не нашел противоречия их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как указывалось выше, компетенция регионального законодателя на установление случаев бесплатного предоставления участков гражданам, имеющим трех и более детей, определена в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иные Федеральные законы и нормативные акты, принятые органами исполнительной власти Российской Федерации, данные вопросы не регулируют.
Статья 16 Закона Пензенской области от 07 апреля 2003 г. № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" в редакции Закона от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО устанавливает случаи приобретения земельных участков в собственность гражданами бесплатно, в частности, гражданами, имеющими трех и более детей, в случае рождения (усыновления или удочерения) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, при наличии совместно проживающих с ними двух несовершеннолетних детей.
Таким образом, в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по установлению случаев и порядка предоставления земельных участков, предусмотренных пунктом 2 статьи 28 Земельного Кодекса Российской Федерации, в абзаце первом статьи 16 Закона области предусмотрено условие по дате рождения детей в многодетных семьях для предоставления им бесплатно участков для жилищного строительства.
Установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанного условия является элементом порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.
При этом под порядком предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям бесплатно, исходя из анализа норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих аналогичные земельные правоотношения с иными категориями граждан, следует понимать последовательность действий, совершаемых при наличии установленных законом субъекта Российской Федерации обстоятельств сторонами земельных правоотношений, результатом которых является приобретение земельного участка многодетной семьей бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
С учетом изложенного, является обоснованным утверждение представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемое региональное законоположение не противоречит федеральному законодательству.
Довод Д.С. об ограничении и ущемлении прав многодетных семей Пензенской области, у которых третий ребенок рожден до 1 января 2011 г., на бесплатное получение земельного участка в собственность, необоснован.
Установление условия по дате рождения в семье третьего ребенка или последующих детей, начиная с которой многодетная семья имеет право на получение в собственность земельного участка бесплатно, как указывалось выше, является реализацией законодателем субъекта Российской Федерации предоставленного Земельным кодексом Российской Федерации полномочия по установлению порядка и случаев предоставления бесплатно земельных участков на территории Пензенской области многодетным семьям. Следовательно, оспариваемое положение нельзя расценить как ограничение конституционного права гражданина. Статья 36 Конституции Российской Федерации, провозглашая право гражданина иметь в частной собственности землю, вместе с тем бесплатное предоставление земельных участков не гарантирует.
Ссылка заявителя на законы других субъектов Российской Федерации, не предусматривающие дату рождения в семье третьего ребенка, начиная с которой многодетные семьи вправе приобрести в собственность земельный участок бесплатно, не указывает на противоречие регионального законоположения федеральному закону, поскольку общие основания для бесплатного предоставления земли многодетным семьям устанавливаются законами субъектов Российской Федерации дифференцированно, исходя из сложившейся в субъектах Российской Федерации социально-экономической и демографической ситуации (Приказ Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 г. № 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей").
Не могут служить основанием для удовлетворения заявления и указания Д.С. на информацию, размещенную на сайтах Правительства Пензенской области, Уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, о наличии законопроекта от 28 июня 2013 г., которым в региональном законе устраняется ограничение по дате рождения детей в многодетных семьях для предоставления им бесплатно земельного участка для жилищного строительства, а также о законодательной инициативе прокуратуры области по аналогичному вопросу.
При этом судом установлено и подтверждается материалами дела, что проект Закона Пензенской области "О внесении изменения в статью 16 Закона Пензенской области "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" от 28 июня 2013 г. был принят только в первом чтении (л.д. 103) и согласно действующему законодательству законом не является и применению не подлежит.
Доводы Д.С. о бездействии прокуратуры Пензенской области при принятии указанного законопроекта во внимание приняты быть не могут, поскольку правового значения при рассмотрении настоящего гражданского дела не имеют.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом установлено, что оспариваемая норма (абзац первый статьи 16 в части слов "начиная с 1 января 2011 года") Закона Пензенской области от 07 апреля 2003 г. № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" в редакции Закона от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО принята законодательным органом Пензенской области в пределах своих полномочий и не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, в том числе абзацу 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для удовлетворения заявления Д.С. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Д.С. о признании недействующим абзаца первого статьи 16 Закона Пензенской области от 07 апреля 2003 г. № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" в редакции Закона от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО в части слов "начиная с 1 января 2011 года" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 февраля 2015 г.

Судья
Н.В.ГОРДЕЕВА


------------------------------------------------------------------