Решение Пензенского УФАС России от 05.02.2015 N 2-03/43-2014 <О признании действий хозяйствующего субъекта, выразившихся во взимании не предусмотренной законодательством платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. № 2-03/43-2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 5 февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О. - руководителя управления, председателя Комиссии,
2. Х.Т. - главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
3. Ч.А. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
при участии со стороны ООО "Т":
К.Л - заместителя генерального директора по сбыту энергии на основании доверенности от 24.09.2014 № 350,
С.Н. - начальника отдела правового обеспечения на основании доверенности от 21.08.2014 № 200,
Р.Н. - заместителя начальника отдела правового обеспечения на основании доверенности от 21.08.2014 № 191,
при участии со стороны заявителя - Т.Н.,
рассмотрев дело № 2-03/43-2014 по признакам нарушения ООО "Т" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России поступило обращение гражданки Т.Н. на действия ООО "Т" по взиманию платы за перепрограммирование прибора учета электрической энергии, не предусмотренной действующим законодательством РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом Пензенского УФАС России от 18.12.2014 г. № 264 в отношении ООО "Т" возбуждено дело № 2-03/43-2014 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 22.12.2014 г. дело № 2-03/43-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 22.01.2015 г.
На заседании Комиссии Т.Н. сообщила о возврате ООО "Т" суммы, уплаченной ею за перепрограммирование прибора учета электрической энергии, в полном объеме и указала, что не имеет претензий к Обществу.
Представители ООО "Т" указали, что Общество являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Пензенской области, осуществляет деятельность по продаже электрической энергии гражданам и юридическим лицам, а также оказывает сопутствующие этому услуги. Стоимость услуг по перепрограммированию однофазных многотарифных приборов учета электрической энергии была включена в прейскурант на оказание платных услуг и утверждена Приказом Общества. Вместе с тем, после получения указаний от вышестоящих органов о том, что перепрограммирование многотарифных приборов учета осуществляется бесплатно, ООО "Т" возвратило заявителю денежные средства за услуги по перепрограммированию прибора учета в полном объеме.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
С 01.01.2014 г. функции гарантирующего поставщика электрической энергии в административных границах Пензенской области в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 23.12.2013 № 910 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" осуществляет ООО "Э".
06.08.2014 г. на основании решения единственного участника Общества от 24.07.2014 г. № 12 переименовано в ООО "Т".
Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области.
По результатам проведенного анализа установлено, что доля ООО "Т" на рассматриваемом рынке на территории Пензенской области превышает 50 %.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.
Таким образом, установлено, что ООО "Т" занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области и может оказывать существенное влияние на условия обращения товара на рассматриваемом рынке.
В соответствии с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 № 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени", 26.10.2014 г. в 2 часа 00 минут время на всей территории Российской Федерации переведено на 1 час назад, в связи с чем возникла необходимость перепрограммирования приборов учета электрической энергии, производящих раздельный учет электроэнергии по времени суток.
Указанные приборы учета были автоматически запрограммированы разделять сутки на тарифные зоны. Однако, после перехода на постоянное зимнее время счетчики стали учитывать электроэнергию неправильно и, следовательно, полученные данные некорректны.
По информации, представленной ООО "Т", на обслуживании у Общества на территории Пензенской области находятся 112 граждан - абонентов, имеющих приборы учета, позволяющие определить объемы потребляемой электроэнергии дифференцировано по времени суток.
Приказом Общества от 01.10.2014 № 165 "О введении в действие прейскурантов на товары и услуги, реализуемые ООО "Т" утверждена плата за перепрограммирование однофазных многотарифных приборов учета электрической энергии в размере 160 рублей без выезда на объект и 390 рублей с выездом на объект.
14.10.2014 г. Общество направило указанным абонентам письма, содержащие информацию о необходимости перепрограммирования приборов учета электрической энергии, запрограммированных для расчетов по зонам суток.
Также, в письме указывалось, что потребителям необходимо произвести перепрограммирование приборов учета в срок до 26.10.2014 г. и направить Акт о перепрограммировании, подписанный потребителем и организацией, имеющей разрешение на проведение данного вида работ в адрес Общества. В случае непредоставления Акта о перепрограммировании приборов учета до 31.10.2014 г. начиная с ноября 2014 года для расчетов с потребителями, выбравшими для расчетов одноставочные тарифы, дифференцированные по зонам суток, но не осуществившими перепрограммирование используемых ими приборов учета, будет применяться тариф недифференцированный по зонам суток.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).
В соответствии с пунктом 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения) Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На территории Пензенской области уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Пензенской области на 2014 год утверждены приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17.12.2013 г. № 109 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Пензенской области" по группам потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток.
По каждой группе потребителей утверждены одноставочный тариф, одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток (дневная зона (пиковая и полупиковая), ночная зона), одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток (пиковая зона, полупиковая зона, ночная зона).
Утвержденные тарифы, дифференцированные по зонам суток подлежат применению в соответствии с интервалами тарифных зон суток утвержденными приказом ФСТ России от 26.11.2013 г. № 1473-э "Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей" на 2014 год по месяцам.
Согласно пункту 109 Основных положений, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).
Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска остановленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, также возлагается на собственника такого прибора учета.
Однако, законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии.
При этом, в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.
Таким образом, именно на ООО "Т" как на гарантирующего поставщика электрической энергии и исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению возложена обязанность по обеспечению корректного применения тарифа, дифференцированного по зонам суток, при расчетах с потребителями, выбравшими указанный вариант тарифа, в том числе путем осуществления бесплатного перепрограммирования многотарифных приборов учета.
В соответствии с законодательством РФ и официальной позицией ФАС России, изложенной в письме от 24.10.2014 г. № АГ/43256/14, перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы.
Кроме того, указанная позиция антимонопольного органа подтверждается пунктами 2, 4 постановления Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени", вступившего в законную силу с 03.01.2015 г.
В ходе рассмотрения дела установлено что, 30.10.2014 г. по заявке Т.Н. сотрудниками ООО "Т" было произведено перепрограммирование однофазного многотарифного прибора учета за плату в размере 390 рублей.
Общество, имея законодательно установленную обязанность по реализации права потребителя на выбор варианта расчетов за потребленную электроэнергию по тарифам, дифференцированным по времени суток, 14.10.2014 г. обратилось к абонентам, у которых установлены многотарифные приборы учета, с письмом, указывающим на необходимость самостоятельного проведения перепрограммирования данных приборов учета потребителями за плату.
Доводы представителей Общества о том, что потребители имели возможность обратиться в иные организации, оказывающие услуги по перепрограммированию многотарифных приборов учета, в связи с чем интересы абонентов не ущемлялись, Комиссией не принимаются по тем основаниям, что обязанность по бесплатному перепрограммированию приборов учета потребителей в связи с сезонным переводом времени, возложена только на гарантирующего поставщика - ООО "Т", при обращении в иные организации потребители будут вынуждены нести затраты на осуществление перепрограммирования приборов учета.
Действия ООО "Т" по взиманию с абонентов не предусмотренной законодательством платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии влекут (могут повлечь) ущемление интересов потребителей, вынужденных нести необоснованные затраты.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "Т", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, в результате взимания с потребителей не предусмотренной законодательством платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии, которые повлекли ущемление интересов других лиц, как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "Т" письмом от 10.12.2014 г. № 42/8957 обратилось к Т.Н. о возврате денежных средств, взятых с нее за перепрограммирование прибора учета. 17.12.2014 г. денежные средства в размере 390 рублей перечислены на расчетный счет заявителя.
По данным, представленным ООО "Т" иным потребителям перепрограммирование приборов учета электрической энергии по причине перехода на зимнее время за плату Общество не производило.
В связи чем, Комиссией единогласно принято решение, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела прекратить.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью "Т" (ОГРН <...>), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, в результате взимания с потребителей не предусмотренной законодательством платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с добровольным устранением ООО "Т" нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/43-2014 прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
К.О.

Члены Комиссии
Х.Т.
Ч.А.


------------------------------------------------------------------