Решение Пензенского УФАС России от 11.02.2015 N 2-03/39-2014 <О признании действий хозяйствующего субъекта, выразившихся в выставлении и взимании платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах без согласия собственников помещений, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. № 2-03/39-2014
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О.Н. - руководителя управления, председателя Комиссии;
2. П.Е.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
3. П.В.И. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
4. Д.Д.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
при участии: Кузнецкого муниципального унитарного предприятия "ГЭ" (<...>, далее - МУП "ГЭ"):
Х.А.В. - представитель по доверенности от 01.12.2014 (на заседании Комиссии 24.12.2014, 28.01.2015), Д.Л.В. - представителя по доверенности от 01.12.2014 (на заседании Комиссии 24.12.2014, 28.01.2015), А.В.А. - представителя по доверенностям от 09.01.2014 и от 15.01.2015 (на заседании Комиссии 24.12.2014, 28.01.2015);
Пензенской общественной региональной организации по защите прав потребителей "НК" (<...>, далее - ПРОО "НК"):
Б.А.Г. - председателя (на заседании Комиссии 24.12.2014) и представителя по доверенности от 01.01.2015 (на заседании Комиссии 28.01.2015), Т.Е.С. - представителя по доверенности от 20.12.2014 (на заседании Комиссии 24.12.2014),
К.И.В. - представителя по доверенности от 01.01.2015 (на заседании Комиссии 28.01.2015);
Муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "ЦП" (<...>, далее - МУП "ЦП"):
К.М.Ю. - представителя по доверенности от 12.01.2015 (на заседании Комиссии от 28.01.2015);
со стороны Администрации города Кузнецка (<...>, далее - Администрацию г. Кузнецка):
не явился (уведомлены надлежащим образом).
рассмотрев дело № 2-03/39-2014 по признакам нарушения МУП "ГЭ" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)"
установила:
В Пензенское УФАС России поступило заявление председателя ПРОО "НК" Б.А.Г. в отношении МУП "ГЭ".
Из заявления следует, что в ПРОО "НК" обратились жители многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области с жалобами на действия МУП "ГЭ" по выставлению в сентябре 2014 года платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии (далее - ОДПУ). При этом ОДНУ были установлены в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области в 2011 году.
Приказом Пензенского УФАС России от 01.12.2014 № 252 в отношении МУП "ГЭ" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/39-2014.
Определением о назначении дела № 2-03/39-2014 о нарушении антимонопольного законодательства дело назначено к рассмотрению на 24.12.2014.
На заседании Комиссии 24.12.2014 представители заявителя поддержали свои требования, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика не согласился с тем, что в действиях МУП "ГЭ" содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, при этом пояснив, что в рамках исполнения требований Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон об энергосбережении) МУП "ГЭ" произведено оснащение ОДПУ многоквартирных домов в г. Кузнецке Пензенской области. Установленные ОДПУ были переданы на сохранение ООО "РУ". 09.09.2014 между МУП "ГЭ" и МУП "ЦП" был заключен агентский договор № 150/ЦКП-14, в соответствии с которым МУП "ЦП" осуществлял начисление платы за установку ОДПУ жителям многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, в которых ОДПУ были установлены силами МУП "ГЭ".
Согласно письменным пояснениям Администрации г. Кузнецка Пензенской области от 16.12.2014 № 3000, установка ОДПУ в многоквартирных домах г. Кузнецка проводилась в рамках реализации муниципальных целевых программ, принятых на основании Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе: в рамках реализации долгосрочной целевой программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов на территории города Кузнецка на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Главы Администрации г. Кузнецка от 05.02.2009 № 158 приборы учета установлены в многоквартирных домах по ул. Белинского, 150, ул. Белинского, 151 (в 2010 году); в 2012 году приборы учета установлены в доме по ул. Московская, 55, в рамках реализации муниципальной целевой программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов на территории города Кузнецка на 2012 год, утвержденной постановлением Администрации г. Кузнецка от 12.01.2012 № 8.
Рассмотрение дела № 2-03/39-2014 было отложено до 28.01.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.
На заседании Комиссии 28.01.2015 представитель МУП "ГЭ" пояснил, что жителям многоквартирных домов расположенных в г. Кузнецке Пензенской области по адресам: ул. Белинского, 150, ул. Белинского, 151, ул. Московская, 55, начисления платежей за установку ОДПУ сняты в связи с тем, что в указанных многоквартирных домах ОДПУ были установлены в рамках реализации муниципальных целевых программ, принятых на основании Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Представитель МУП "ЦП" пояснил, что 09.09.2014 между МУП "ГЭ" и МУП "ЦП" заключен агентский договор № 150/ЦКП-1. Согласно условиями указанного договора МУП "ЦП" производит начисление платежей собственникам многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, в которых МУП "ГЭ" были установлены ОДПУ, на основании предоставляемых МУП "ГЭ" документов. Ответственность за недостоверность и неправомерность документов, служащих основанием для расчета платежей, сбора и перечисления денежных средств за установку ОДПУ жителям многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, несет МУП "ГЭ".
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Основным видом деятельности МУП "ГЭ" является передача электрической энергии по сетям (ОКВЭД 40.10.2).
Приказом Управления по регулированию тарифов от 23.12.2013 № 126 для МУП "ГЭ" утверждены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям МУП "ГЭ" г. Кузнецк на 2014 год.
Таким образом, МУП "ГЭ" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по сетям, т.е. в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из приведенных норм законодательства МУП "ГЭ" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.
МУП "ГЭ", являясь сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии в многоквартирные дома г. Кузнецка Пензенской области, обязано в срок до 01.07.2013 совершить действия по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии в случаях, когда собственники жилых помещений не установили указанные приборы учета самостоятельно.
Согласно представленным МУП "ГЭ" актам обследования, ОДПУ в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской были установлены силами МУП "ГЭ" в 2011 году.
В соответствии с представленными актами приема-передачи установленные ОДПУ были переданы на сохранение ООО "РУ" в 2011 году.
Собрания собственников помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области по вопросу установки ОДПУ не проводились, соответствующие решения собственников помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области по рассматриваемому вопросу отсутствуют.
В сентябре 2014 году МУП "ЦП", на основании заключенного 09.09.2014 с МУП "ГЭ" агентского договора № 150/ЦКП-1, начало выставлять и принимать плату за установку ОДПУ с собственников помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области.
Сумма затрат на установку ОДПУ в многоквартирных домах г. Кузнецка согласно сведениям, представленными МУП "ГЭ", составила от 1225,11 рублей до 13023,47 рублей за один прибор учета.
Плата за установку ОДПУ, выставляемая собственникам помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, рассчитывалась МУП "ЦП" в соответствии с информацией, направленной МУП "ГЭ" письмами от 19.09.2014 № 1323, 03.10.2014 № 1388, 03.10.2014 № 1394, 08.10.2014 № 1408, 21.10.2014 № 1455, 31.10.2014 № 1524.
Так, в соответствии с квитанцией за жилищно-коммунальные услуги, выставленной к оплате за сентябрь 2014 года собственнику квартиры в многоквартирном доме № 153, расположенном по ул. Белинского г. Кузнецка Пензенской области, к оплате выставлена, в том числе, плата за "установку Д.П.У. эл. энергии" в размере 215,59 руб.
Согласно квитанции за жилищно-коммунальные услуги, выставленной к оплате за октябрь 2014 года собственнику квартиры в многоквартирном доме № 24, расположенном по ул. Правды г. Кузнецка Пензенской области, к оплате выставлена, в том числе, плата за "установку Д.П.У. эл. энергии" в размере 26,98 руб.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанности, предусмотренные ч. 5 Закона об энергосбережении, если это потребовало от сетевой организации совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы сетевой организации на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления (8,25%).
Законом об энергосбережении установлено, что собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку.
При этом такой собственник энергопринимающих устройств обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Следовательно, вопрос об установке ОДПУ в многоквартирном доме, в том числе возмещение расходов на установку ОДПУ, подлежит рассмотрению на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, в случае отсутствия условий, предусмотренных Законом об энергосбережении и предусматривающих принудительную установку ОДПУ силами сетевой организации.
Законом об энергосбережении установлено, что обязанность по оснащению многоквартирного дома ОДПУ до 01.07.2012 возложена на собственников помещений такого дома.
Вместе с тем, Закон об энергосбережении не предусматривает обязанности собственников по оплате ОДПУ, установленных сетевой организацией без согласия собственников помещений многоквартирного дома до 01.07.2012.
До 01.07.2012 собственники помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, в которых не были установлены ОДПУ, имели возможность самостоятельно выбрать модель и марку ОДПУ, определиться со сроками установки, объемами работ, стоимостью материалов, порядке финансирования работ, сроками возмещения расходов собственникам.
Действия МУП "ГЭ" по принудительной установке ОДПУ в 2011 году, не повлекли за собой возникновение у собственников помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области обязанности по оплате расходов сетевой организации на принудительную установку ОДПУ, предусмотренную ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, а также согласно с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", действия субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, при их вступлении в гражданско-правовые отношения не должны приводить к злоупотреблению доминирующим положением и нарушать ограничения, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.
МУП "ГЭ" не имело законных оснований для выставления и взимания платы за установку ОДПУ в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, произведенную силами предприятия до 01.07.2012 без согласия собственников помещений многоквартирных домов.
Рассматриваемые действия МУП "ГЭ" повлекли ущемление интересов собственников помещений в МКД, которые были вынуждены нести дополнительные расходы на установку ОДПУ, несмотря на то, что такая обязанность у них отсутствовала.
Таким образом, действия МУП "ГЭ" по выставлению и взиманию платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области нарушают требования Закона об энергосбережении.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МУП "ГЭ", выразившиеся в выставлении и взимании платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, с нарушением действующего законодательства, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать действия Кузнецкого муниципального унитарного предприятия "ГЭ" (<...>), выразившиеся в выставлении и взимании платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, с нарушением действующего законодательства, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Кузнецкому муниципальному унитарному предприятию "ГЭ" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем прекращения взимания платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, установленных до 01.07.2012, при отсутствии согласия собственников помещений многоквартирных домов на совершение указанных действий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии
К.О.Н.
Члены Комиссии
П.Е.А.
П.В.И.
Д.Д.В.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 11 февраля 2015 г. № 2-03/39-2014
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- К.О.Н. - руководителя управления, председателя Комиссии;
- П.Е.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- П.В.И. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- Д.Д.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
на основании своего решения от 28.01.2015 по делу № 2-03/39-2014 о нарушении Кузнецким муниципальным унитарным предприятием "ГЭ" (<...>, далее - МУП "ГЭ") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
1. МУП "ГЭ" в срок до 11.03.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в выставлении и взимании платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, с нарушением действующего законодательства, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего совершить следующие действия:
- прекратить выставление и взимание платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, установленных до 01.07.2012, при отсутствии согласия собственников помещений многоквартирных домов на совершение указанных действий.
2. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в течение пяти дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
К.О.Н.
Члены Комиссии
П.Е.А.
П.В.И.
Д.Д.В.
------------------------------------------------------------------
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. № 2-03/39-2014
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О.Н. - руководителя управления, председателя Комиссии;
2. П.Е.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
3. П.В.И. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
4. Д.Д.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
при участии: Кузнецкого муниципального унитарного предприятия "ГЭ" (<...>, далее - МУП "ГЭ"):
Х.А.В. - представитель по доверенности от 01.12.2014 (на заседании Комиссии 24.12.2014, 28.01.2015), Д.Л.В. - представителя по доверенности от 01.12.2014 (на заседании Комиссии 24.12.2014, 28.01.2015), А.В.А. - представителя по доверенностям от 09.01.2014 и от 15.01.2015 (на заседании Комиссии 24.12.2014, 28.01.2015);
Пензенской общественной региональной организации по защите прав потребителей "НК" (<...>, далее - ПРОО "НК"):
Б.А.Г. - председателя (на заседании Комиссии 24.12.2014) и представителя по доверенности от 01.01.2015 (на заседании Комиссии 28.01.2015), Т.Е.С. - представителя по доверенности от 20.12.2014 (на заседании Комиссии 24.12.2014),
К.И.В. - представителя по доверенности от 01.01.2015 (на заседании Комиссии 28.01.2015);
Муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "ЦП" (<...>, далее - МУП "ЦП"):
К.М.Ю. - представителя по доверенности от 12.01.2015 (на заседании Комиссии от 28.01.2015);
со стороны Администрации города Кузнецка (<...>, далее - Администрацию г. Кузнецка):
не явился (уведомлены надлежащим образом).
рассмотрев дело № 2-03/39-2014 по признакам нарушения МУП "ГЭ" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)"
установила:
В Пензенское УФАС России поступило заявление председателя ПРОО "НК" Б.А.Г. в отношении МУП "ГЭ".
Из заявления следует, что в ПРОО "НК" обратились жители многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области с жалобами на действия МУП "ГЭ" по выставлению в сентябре 2014 года платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии (далее - ОДПУ). При этом ОДНУ были установлены в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области в 2011 году.
Приказом Пензенского УФАС России от 01.12.2014 № 252 в отношении МУП "ГЭ" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/39-2014.
Определением о назначении дела № 2-03/39-2014 о нарушении антимонопольного законодательства дело назначено к рассмотрению на 24.12.2014.
На заседании Комиссии 24.12.2014 представители заявителя поддержали свои требования, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика не согласился с тем, что в действиях МУП "ГЭ" содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, при этом пояснив, что в рамках исполнения требований Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон об энергосбережении) МУП "ГЭ" произведено оснащение ОДПУ многоквартирных домов в г. Кузнецке Пензенской области. Установленные ОДПУ были переданы на сохранение ООО "РУ". 09.09.2014 между МУП "ГЭ" и МУП "ЦП" был заключен агентский договор № 150/ЦКП-14, в соответствии с которым МУП "ЦП" осуществлял начисление платы за установку ОДПУ жителям многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, в которых ОДПУ были установлены силами МУП "ГЭ".
Согласно письменным пояснениям Администрации г. Кузнецка Пензенской области от 16.12.2014 № 3000, установка ОДПУ в многоквартирных домах г. Кузнецка проводилась в рамках реализации муниципальных целевых программ, принятых на основании Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе: в рамках реализации долгосрочной целевой программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов на территории города Кузнецка на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Главы Администрации г. Кузнецка от 05.02.2009 № 158 приборы учета установлены в многоквартирных домах по ул. Белинского, 150, ул. Белинского, 151 (в 2010 году); в 2012 году приборы учета установлены в доме по ул. Московская, 55, в рамках реализации муниципальной целевой программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов на территории города Кузнецка на 2012 год, утвержденной постановлением Администрации г. Кузнецка от 12.01.2012 № 8.
Рассмотрение дела № 2-03/39-2014 было отложено до 28.01.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.
На заседании Комиссии 28.01.2015 представитель МУП "ГЭ" пояснил, что жителям многоквартирных домов расположенных в г. Кузнецке Пензенской области по адресам: ул. Белинского, 150, ул. Белинского, 151, ул. Московская, 55, начисления платежей за установку ОДПУ сняты в связи с тем, что в указанных многоквартирных домах ОДПУ были установлены в рамках реализации муниципальных целевых программ, принятых на основании Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Представитель МУП "ЦП" пояснил, что 09.09.2014 между МУП "ГЭ" и МУП "ЦП" заключен агентский договор № 150/ЦКП-1. Согласно условиями указанного договора МУП "ЦП" производит начисление платежей собственникам многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, в которых МУП "ГЭ" были установлены ОДПУ, на основании предоставляемых МУП "ГЭ" документов. Ответственность за недостоверность и неправомерность документов, служащих основанием для расчета платежей, сбора и перечисления денежных средств за установку ОДПУ жителям многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, несет МУП "ГЭ".
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Основным видом деятельности МУП "ГЭ" является передача электрической энергии по сетям (ОКВЭД 40.10.2).
Приказом Управления по регулированию тарифов от 23.12.2013 № 126 для МУП "ГЭ" утверждены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям МУП "ГЭ" г. Кузнецк на 2014 год.
Таким образом, МУП "ГЭ" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по сетям, т.е. в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из приведенных норм законодательства МУП "ГЭ" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.
МУП "ГЭ", являясь сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии в многоквартирные дома г. Кузнецка Пензенской области, обязано в срок до 01.07.2013 совершить действия по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии в случаях, когда собственники жилых помещений не установили указанные приборы учета самостоятельно.
Согласно представленным МУП "ГЭ" актам обследования, ОДПУ в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской были установлены силами МУП "ГЭ" в 2011 году.
В соответствии с представленными актами приема-передачи установленные ОДПУ были переданы на сохранение ООО "РУ" в 2011 году.
Собрания собственников помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области по вопросу установки ОДПУ не проводились, соответствующие решения собственников помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области по рассматриваемому вопросу отсутствуют.
В сентябре 2014 году МУП "ЦП", на основании заключенного 09.09.2014 с МУП "ГЭ" агентского договора № 150/ЦКП-1, начало выставлять и принимать плату за установку ОДПУ с собственников помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области.
Сумма затрат на установку ОДПУ в многоквартирных домах г. Кузнецка согласно сведениям, представленными МУП "ГЭ", составила от 1225,11 рублей до 13023,47 рублей за один прибор учета.
Плата за установку ОДПУ, выставляемая собственникам помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, рассчитывалась МУП "ЦП" в соответствии с информацией, направленной МУП "ГЭ" письмами от 19.09.2014 № 1323, 03.10.2014 № 1388, 03.10.2014 № 1394, 08.10.2014 № 1408, 21.10.2014 № 1455, 31.10.2014 № 1524.
Так, в соответствии с квитанцией за жилищно-коммунальные услуги, выставленной к оплате за сентябрь 2014 года собственнику квартиры в многоквартирном доме № 153, расположенном по ул. Белинского г. Кузнецка Пензенской области, к оплате выставлена, в том числе, плата за "установку Д.П.У. эл. энергии" в размере 215,59 руб.
Согласно квитанции за жилищно-коммунальные услуги, выставленной к оплате за октябрь 2014 года собственнику квартиры в многоквартирном доме № 24, расположенном по ул. Правды г. Кузнецка Пензенской области, к оплате выставлена, в том числе, плата за "установку Д.П.У. эл. энергии" в размере 26,98 руб.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанности, предусмотренные ч. 5 Закона об энергосбережении, если это потребовало от сетевой организации совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы сетевой организации на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления (8,25%).
Законом об энергосбережении установлено, что собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку.
При этом такой собственник энергопринимающих устройств обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Следовательно, вопрос об установке ОДПУ в многоквартирном доме, в том числе возмещение расходов на установку ОДПУ, подлежит рассмотрению на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, в случае отсутствия условий, предусмотренных Законом об энергосбережении и предусматривающих принудительную установку ОДПУ силами сетевой организации.
Законом об энергосбережении установлено, что обязанность по оснащению многоквартирного дома ОДПУ до 01.07.2012 возложена на собственников помещений такого дома.
Вместе с тем, Закон об энергосбережении не предусматривает обязанности собственников по оплате ОДПУ, установленных сетевой организацией без согласия собственников помещений многоквартирного дома до 01.07.2012.
До 01.07.2012 собственники помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области, в которых не были установлены ОДПУ, имели возможность самостоятельно выбрать модель и марку ОДПУ, определиться со сроками установки, объемами работ, стоимостью материалов, порядке финансирования работ, сроками возмещения расходов собственникам.
Действия МУП "ГЭ" по принудительной установке ОДПУ в 2011 году, не повлекли за собой возникновение у собственников помещений многоквартирных домов г. Кузнецка Пензенской области обязанности по оплате расходов сетевой организации на принудительную установку ОДПУ, предусмотренную ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, а также согласно с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", действия субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, при их вступлении в гражданско-правовые отношения не должны приводить к злоупотреблению доминирующим положением и нарушать ограничения, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.
МУП "ГЭ" не имело законных оснований для выставления и взимания платы за установку ОДПУ в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, произведенную силами предприятия до 01.07.2012 без согласия собственников помещений многоквартирных домов.
Рассматриваемые действия МУП "ГЭ" повлекли ущемление интересов собственников помещений в МКД, которые были вынуждены нести дополнительные расходы на установку ОДПУ, несмотря на то, что такая обязанность у них отсутствовала.
Таким образом, действия МУП "ГЭ" по выставлению и взиманию платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области нарушают требования Закона об энергосбережении.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МУП "ГЭ", выразившиеся в выставлении и взимании платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, с нарушением действующего законодательства, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать действия Кузнецкого муниципального унитарного предприятия "ГЭ" (<...>), выразившиеся в выставлении и взимании платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, с нарушением действующего законодательства, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Кузнецкому муниципальному унитарному предприятию "ГЭ" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем прекращения взимания платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, установленных до 01.07.2012, при отсутствии согласия собственников помещений многоквартирных домов на совершение указанных действий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии
К.О.Н.
Члены Комиссии
П.Е.А.
П.В.И.
Д.Д.В.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 11 февраля 2015 г. № 2-03/39-2014
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- К.О.Н. - руководителя управления, председателя Комиссии;
- П.Е.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- П.В.И. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- Д.Д.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
на основании своего решения от 28.01.2015 по делу № 2-03/39-2014 о нарушении Кузнецким муниципальным унитарным предприятием "ГЭ" (<...>, далее - МУП "ГЭ") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
1. МУП "ГЭ" в срок до 11.03.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в выставлении и взимании платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, с нарушением действующего законодательства, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего совершить следующие действия:
- прекратить выставление и взимание платы за установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах г. Кузнецка Пензенской области, установленных до 01.07.2012, при отсутствии согласия собственников помещений многоквартирных домов на совершение указанных действий.
2. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в течение пяти дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
К.О.Н.
Члены Комиссии
П.Е.А.
П.В.И.
Д.Д.В.
------------------------------------------------------------------