Решение Пензенского УФАС России от 17.02.2015 N 2-03/42-2014 <О прекращении производства по делу ввиду отсутствия в действиях хозяйствующего субъекта злоупотребления доминирующим положением, выразившегося во внесении изменений в договор об оказании услуг связи путем заключения с абонентом публичной оферты о заключении дополнительного соглашения о получении информации об услугах и тарифах хозяйствующего субъекта посредством SMS>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. № 2-03/42-2014

Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О. - руководителя управления, председателя Комиссии,
2. П.Е. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
3. Х.Т. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
4. Ч.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
при участии со стороны ОАО "Р":
- Б.И. - начальника управления правового обеспечения по доверенности от 21.03.2014 г. № 6;
- П.С. - главного юрисконсульта отдела правового обеспечения основной деятельности департамента правового обеспечения макрорегионального филиала "В" ОАО "Р" по доверенности от 22.07.2014 г. № 06/29/99-14;
заявителя: О.Р. - на заседание Комиссии не явилась (уведомлена надлежащим образом);
рассмотрев дело № 2-03/42-2014 по признакам нарушения ОАО "Р" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России поступило обращение О.Р. в отношении ОАО "Р" по вопросу включения в апреле 2014 года в квитанции на оплату услуг связи платежа в размере 1 рубль за получение потребителями информации об услугах и тарифах ОАО "Р".
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом Пензенского УФАС России от 12.12.2014 г. № 259 в отношении ОАО "Р" возбуждено дело № 2-03/42-2014 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 15.12.2014 г. дело № 2-03/42-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 20.01.2015 г.
На заседании Комиссии 20.01.2015 г. представители ОАО "Р" не согласились, что в действиях Общества содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, указав, что Общество направило абонентам предложение в форме публичной оферты о заключении дополнительного соглашения к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах Компании, путем включения в счет на оплату услуг связи за апрель 2014 года дополнительно 1 рубля, оплата которого считается выражением согласия абонента на внесение изменений в договор об оказании услуг связи, в соответствии с действующим законодательством, а также представили материалы практики рассмотрения дел судебными и антимонопольными органами, которые, по мнению представителей Общества, необходимо учесть при рассмотрении данного дела.
В ходе рассмотрения дела установлено, что информация, представленная ОАО "Р" на определение Пензенского УФАС России от 15.12.2014 г., и информация, представленная представителями Общества на заседании Комиссии, о количестве абонентов ОАО "Р", которым в рамках договора осуществляется оказание услуг местной фиксированной телефонной связи на территории Пензенской области, осуществивших авансовый платеж в размере 1 рубль, в целях заключения дополнительного соглашения к договору, в рамках которого осуществляется оказание услуг местной фиксированной телефонной связи, о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS, имеет разночтения. В связи с чем, представители ОАО "Р" указали на необходимость уточнения представленных сведений со стороны Общества.
В целях ознакомления с представленной информацией, а также получения скорректированных данных, представленных ОАО "Р", Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела.
Определением от 22.01.2015 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/42-2014 отложено и назначено к рассмотрению на 04.02.2015 г.
На заседании Комиссии 04.02.2015 г. представители ОАО "Р" указали, что Общество в соответствии с нормами действующего законодательства РФ сформировало и направило абонентам публичную оферту о заключении дополнительного соглашения к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS-информирования. Указанная оферта содержала условия предлагаемого дополнительного соглашения к договору, срок и порядок акцепта, т.е. абоненту предлагалось выразить свою волю путем внесения авансового платежа за услуги связи в размере 1 рубль в сроки, которые установлены для оплаты счета за услуги связи за апрель 2014 года.
Представители Общества указали, что предложения с подобным механизмом волеизъявления сторон, исходя из судебной практики, являются допустимыми. Данное предложение ОАО "Р" абонентам по внесению изменений в договор в форме публичной оферты содержало в себе как порядок акцепта оферты, так и способ отказа от акцепта, т.е. внесение оплаты за услуги связи в мае 2014 года в иной сумме. Заявитель по делу не воспользовалась предложением Общества и не совершила акцепт публичной оферты и внесла в мае 2014 года сумму на 1 рубль меньше, чем ей было указано итого по счету.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
ОАО "Р" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг местной фиксированной телефонной связи на территории Пензенской области на основании лицензии № <...>, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно Постановлению Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (вместе с "ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности") деятельность в области местной (городской и сельской) телефонной связи включена в группу "Деятельность в области электросвязи" (ОКВЭД 64.2).
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг общедоступной электросвязи относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Перечень услуг общедоступной электросвязи утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".
В указанный перечень в том числе входят услуги по предоставлению доступа к сети местной фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов), предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Р" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг местной фиксированной телефонной связи на территории Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО "Р" в извещениях на оплату услуг связи за апрель 2014 года предъявило к оплате абонентам (физическим лицам), помимо платы за оказание услуг местной фиксированной телефонной связи по утвержденному тарифу, дополнительно 1 рубль.
Внизу извещения на оплату услуг связи за апрель 2014 года мелким шрифтом содержится следующая информация: "Публичная оферта о заключении доп. соглашения к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS. Уважаемый абонент!... предлагаем получать информацию о самых актуальных услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS. Доп. соглашение к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS считается заключенным в случае оплаты авансового платежа в размере 1 (один) рубль, включенного в сумму к оплате в "Извещении" в счете на оплату услуг связи за апрель 2014. Более подробную информацию можно получить на сайте http://www.rt.ru (в разделе "Документы")".
На официальном сайте ОАО "Р" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена публичная оферта, согласно которой оператор связи предоставляет абоненту возможность оформления изменений и дополнений к договорам об оказании услуг связи (услуг телефонной связи, передачи данных, телематических услуг связи, интерактивного телевидения и иных) путем заключения дополнительного соглашения.
Согласно условиям публичной оферты ОАО "Р" предлагает абонентам - физическим лицам заключить Дополнительное соглашение к заключенному между соответствующим абонентом и ОАО "Р" действующему на момент акцепта настоящей публичной оферты договору об оказании услуг связи на следующих условиях.
Предметом указанного дополнительного соглашения является получение посредством SMS-рассылки информации о продвигаемых тарифах/услугах ОАО "Р" и иной информации, связанной с реализацией прав и исполнением обязательств по договору об оказании услуг связи.
Для акцепта публичной оферты и заключения Дополнительного соглашения к Договору об оказании услуг связи абоненту необходимо произвести авансовый платеж в размере 1 руб., выставленный в счете-квитанции за апрель 2014 г.
С момента совершения абонентом указанных действий оператор связи и абонент считаются заключившими отдельное дополнительное соглашение об изменении Договора, а Договор об оказании услуг связи считается соответствующим образом измененным.
Порядок предоставления услуг местной фиксированной телефонной связи регламентируется Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Согласно статье 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать Правилам оказания услуг связи (статья 45 Закона о связи).
По состоянию на апрель 2014 года действовали Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 (далее - Правила оказания услуг связи).
В соответствии с пунктом 48 Правил оказания услуг связи договор об оказании услуг местной фиксированной телефонной связи, за исключением срочных договоров об оказании разовых услуг телефонной связи с использованием таксофонов или об оказании разовых услуг телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, заключается в письменной форме.
Исходя из пункта 124 Правил оказания услуг связи, изменение договора на оказание услуг связи, заключенного в письменной форме, оформляется дополнительным соглашением.
Согласно части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Как следует из части 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В соответствии с частью 3 статьи 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса, а именно: совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Пунктом 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", определено, что акцептом, наряду с ответом о полном и безоговорочном принятии условий оферты, признается совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Кроме того, для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом Кодекс не требует выполнения условий оферты в полном объеме. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте и в установленный для ее акцепта срок.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.1997 г. № 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" указано, что совершение конклюдентных действий может рассматриваться при определенных условиях как согласие на внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме.
Таким образом, для того, чтобы внесение изменений в договор считалось согласованным сторонами, оферта должна содержать в себе предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, а конклюдентные действия считались акцептом, необходимо, чтобы они были выполнены на условиях, указанных в оферте.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что, по условиям публичной оферты, дополнительное соглашение к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS считается заключенным в случае внесения абонентом авансового платежа в размере 1 рубль, включенного в сумму к оплате в "Извещении" на оплату услуг связи за апрель 2014 года. Факт оплаты абонентом счета с учетом внесения авансового платежа в размере 1 рубль является подтверждением волеизъявления абонента на получение информации.
При этом, установлено, что оплаченный абонентом 1 рубль, выставленный в счете на оплату услуг связи за апрель 2014 года, в целях заключения дополнительного соглашения к договору, зачислялся в счет оплаты услуг связи по договору за следующий период (май 2014 года). Таким образом, за подключение и пользование сервисом SMS-информирования плата с абонентов ОАО "Р" не взималась.
В случае несогласия абонентов на заключение дополнительного соглашения к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS они имели возможность оплатить счет на оплату услуг связи за апрель 2014 года без учета 1 рубля.
Так, заявитель О.Р. не совершила акцепт публичной оферты и не внесла авансовый платеж в размере 1 рубль при оплате счета за апрель 2014 года, в связи с чем, сервис SMS-информирования о тарифах и услугах ОАО "Р" ей подключен не был.
Таким образом, абонентам была предоставлена возможность не принимать предложенную оферту о заключении дополнительного соглашения к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS путем невнесения аванса в размере 1 рубля при оплате счета за услуги связи за апрель 2014 года.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Одним из признаков, необходимых для квалификации действий хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является наступление (возможность наступления) последствий в виде ущемления интересов других лиц.
При рассмотрении дела установлено, что действия ОАО "Р" по предложению абонентам публичной оферты в целях заключения дополнительного соглашения к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS не влекут (не могут повлечь) за собой ущемления интересов других лиц.
Обстоятельства дела указывают на отсутствие в действиях ОАО "Р" злоупотребления доминирующим положением, запрещенного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Р" по внесению изменений в договор об оказании услуг связи, путем заключения с абонентами публичной оферты о заключении дополнительного соглашения о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Р" посредством SMS нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Рассмотрение дела № 2-03/42-2014 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Открытого акционерного общества "Р" (ОГРН <...>) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
К.О.

Члены Комиссии
П.Е.
Х.Т.
Ч.А.


------------------------------------------------------------------