Решение Пензенского УФАС России от 18.02.2015 N 2-03/46-2014 <О признании действий хозяйствующего субъекта, выразившихся во взимании необоснованной платы за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. № 2-03/46-2014
Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 18 февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О. - руководителя управления Пензенского УФАС России,
2. П.Е. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
3. Х.Т. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
4. Ч.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
при участии со стороны:
- Открытого Акционерного общества "Р" (далее - ОАО "Р"):
- Б.И. - представителя по доверенности № 6 от 21.03.2014 г.;
- П.С. - представителя по доверенности № 06/29/99-14 от 22.07.2014 г.
Заявителя:
- Р.Н.,
рассмотрев дело № 2-03/46-2014 по признакам нарушения ОАО "Р" (ИНН <...>, ОГРН <...>, юридический адрес: <...>; адрес Пензенского филиала: <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), выразившегося во взимании необоснованной платы, за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц,
установила:
В Пензенское УФАС России поступило обращение от Р.Н. (<...>) на действия ОАО "Р" (ИНН <...>, ОГРН <...>, юридический адрес: <...>; адрес Пензенского филиала: <...>) по факту повышения стоимости предоставления информации о входящих и исходящих звонках на абонентский номер местной фиксированной телефонной связи. В заявлении Р.Н. указала, что стоимость предоставления распечатки, содержащей информацию об исходящих звонках, ранее составляла 22 рубля 50 копеек за один расчетный период, а теперь - 24 рубля 50 копеек. Также в заявлении было указано, что ОАО "Р" отдельно взимает плату за предоставление абоненту информации о входящих звонках на его абонентский номер в размере 110 рублей за один расчетный период.
Приказом от 29.12.2014 № 272 Пензенским УФАС России возбуждено дело № 2-03/46-2014 по признакам нарушения ОАО "Р" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во взимании необоснованной платы за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц.
Определением от 31.12.2014 дело № 2-03/46-2014 назначено на рассмотрение на 04.02.2015 г.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Р.Н. указала, что обращалась в Пензенский филиал ОАО "Р" за предоставлением информации как о входящих, так и об исходящих звонках, совершаемых на ее абонентский номер местной фиксированной телефонной связи в течение 2014 г. неоднократно. Данные обращения подтверждаются как информацией, предоставленной ОАО "Р", так и копиями чеков об оплате указанных услуг, предоставленными Р.Н.
Также Заявитель пояснила, что тарифы, установленные ОАО "Р" за предоставление данных услуг, слишком высокие.
Представитель ОАО "Р" не согласился с тем, что действия Общества по взиманию с абонентов платы за детализацию счета, в которую входит только информация об исходящих звонках за один расчетный период, в размере 24 рубля 50 копеек и в действиях по взиманию отдельно платы за получение информации о зафиксированных аппаратурой учета филиала входящих соединениях за один расчетный период в размере 110 рублей являются нарушением антимонопольного законодательства и законодательства в сфере связи. Данная позиция объяснялась тем, что предоставление информации о входящих звонках - это отдельная услуга, так как данная информация не является составной частью детализации.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
ОАО "Р" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по представлению услуг местной фиксированной телефонной связи на территории Пензенской области на основании лицензии № 86464, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно Постановлению Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (вместе с "ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности") деятельность в области местной (городской и сельской) телефонной связи включена в группу "Деятельность в области электросвязи" (ОКВЭД 64.2).
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг общедоступной электросвязи относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Перечень услуг общедоступной электросвязи утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".
В указанный перечень, в том числе, входят услуги предоставления доступа к сети местной фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов), предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Р" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг местной фиксированной телефонной связи на территории Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из имеющихся материалов установлено, что ОАО "Р" взимало плату за услуги по предоставлению по просьбе абонента детализации счета, содержащего подробную информацию о предоставленных исходящих местных, внутризоновых, междугородных и международных телефонных соединениях (разговоров), оказанных с абонентского номера, в бумажном виде или на электронном носителе абонента.
Приказом от 26.09.2014 № 06/01/885-14 "О внесении изменений в Прейскурант "Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО "Р" Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики" был утвержден тариф за предоставление данной услуги в размере 24 рубля, 50 копеек за один расчетный период.
Пунктом 116 "Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 18.05.2005 (далее - Правила; действовавшие до 15.01.2015 г.) предусмотрено, что по обращению абонента оператор связи обязан произвести детализацию счета, заключающуюся в предоставлении дополнительной информации об оказанных услугах телефонной связи, за что может взиматься отдельная плата в размере не более 10 процентов месячной абонентской платы, установленной в тарифном плане с абонентской системой оплаты услуг местной телефонной связи.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 "Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи", утвержденного Постановлением Правительства от 24.10.2005 № 637, тарифный план с абонентской системой оплаты предусматривает плату за неограниченный объем местных телефонных соединений, устанавливаемую исходя из максимального объема потребления услуг на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах одного субъекта РФ.
В ходе рассмотрения материалов дела было установлено, что ОАО "Р" утверждено два тарифных плана на оказание услуг местной телефонной связи, которые представляют собой тарифные планы с абонентской системой оплаты: тарифный план "Безлимитный" и тарифный план "Абонентский*".
Исходя из информации, опубликованной на официальном сайте ОАО "Р", данные тарифные планы предусматривают плату за неограниченный объем местных телефонных соединений: тарифный план "Безлимитный" - в размере 245 рублей в месяц, тарифный план "Абонентский*" - в размере 125 рублей в месяц (применяется только в том случае, если отсутствует техническая возможность осуществления повременного учета продолжительности местных телефонных соединений).
Исходя из вышесказанного, следует, что согласно пункту 116 Правил для абонентов, использующих тарифный план "Абонентский*", плата за предоставление детализации счет должна составлять 12 рублей 50 копеек за один расчетный период, так как абонентская плата по условиям данного тарифного плана составляет 125 рублей.
Указанный вывод также изложен в письме № 3998-03/58 от 26.11.2014 г., полученном от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, которое имеется в материалах дела.
При рассмотрении дела установлено, что тариф за предоставление детализации счета для абонентов, применяющих тарифный план "Абонентский*" в размере 12 рублей 50 копеек не утвержден (отсутствует), что свидетельствует о том, что в случае обращения указанных потребителей за детализацией счета с них взималась бы плата в размере 24 рублей 50 копеек.
По информации, предоставленной представителем ОАО "Р", абоненты, использующие тарифный план "Абонентский*" в 2014 году за предоставлением детализации счета не обращались, и с указанных абонентов плата в размере 24 рублей 50 копеек не взималась.
Рассматриваемые действия ОАО "Р" нарушают пункт 116 Правил и могли повлечь ущемление интересов других лиц (абонентов, применяющих тарифный план "Абонентский*"), которые вынуждены были бы нести необоснованные затраты за получение детализации счета.
Также, в ходе рассмотрения материалов дела установлено, что ОАО "Р" отдельно взимало плату за предоставление абоненту информации о зафиксированных аппаратурой учета Регионального филиала номерах входящих соединений на один выделенный ему абонентский номер (при наличии технической возможности), в бумажном виде или на электронном носителе
Приказом 21.03.2014 № 06/01/228-14 "О внесении изменений в Прейскурант "Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО "Р" Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики" за указанную услугу утверждена был утвержден тариф за предоставление данной услуги в размере 110 рублей за один расчетный период.
Из письменных пояснений, предоставленных ОАО "Р", следует, что услуга предоставления абоненту информации о зафиксированных аппаратурой учета номерах входящих соединений на выделенный ему абонентский номер не является частью детализации, а представляет собой отдельную услугу. Законодательством РФ о естественных монополиях, а также Законом о связи не предусмотрено государственное регулирование тарифов на данную услугу, поэтому данный тариф был установлен самостоятельно ОАО "Р", исходя из затрат на выполнение работ по предоставлению услуги (трудоемкость работ, затраты на материалы, накладные расходы и др.) и величины рентабельности с учетом рыночной ситуации.
Доводы ОАО "Р" о том, что абонент не оплачивает входящие соединения на выделенный ему абонентский номер, и поэтому информация о таких вызовах не является частью детализации, не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил Оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Из пункта 114 Правил следует, что счет, выставляемый абоненту за услуги местной телефонной связи, содержит:
а) реквизиты оператора связи;
б) реквизиты абонента;
в) расчетный период, за который выставляется счет;
г) номер лицевого счета абонента (при предварительном платеже);
д) данные о суммарной продолжительности местных телефонных соединений за расчетный период (при повременном учете);
е) сумму, предъявляемую к оплате;
ж) сумму остатка на лицевом счете (при предварительном платеже);
з) дату выставления счета;
и) срок оплаты счета.
В соответствии с пунктом 3.5 "ГОСТ Р 53727-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Качество услуги "Местная телефонная связь". Показатели качества", утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1191-ст., услуга телефонной связи - это деятельность исполнителя (оператора связи) по удовлетворению путем установления телефонного соединения потребности пользователя услуг связи в обмене телефонными сообщениями. В соответствии с пунктом 3.6 вышеуказанного ГОСТа услуга местной телефонной связи: услуга телефонной связи, связанная с установлением местного телефонного соединения.
В соответствии с пунктом 2 Правил "телефонное соединение" - это установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию, а под "местным телефонным соединением" понимается телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения.
В соответствии с пунктом 2 Правил под вызовом понимаются действия, совершаемые абонентом или пользователем услугами телефонной связи в целях установления соединения своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого абонента или пользователя услугами телефонной связи, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи.
Иными словами, входящие и исходящие телефонные соединения являются услугами телефонной связи, которые Оператор оказывает абоненту на основании договора на оказание услуг местной телефонной связи.
Следовательно, ОАО "Р", как оператор связи, обязан по обращению абонента предоставить детализацию счета, заключающуюся в предоставлении дополнительной информации об оказанных услугах телефонной связи, а именно: предоставить дополнительную информацию об исходящих и входящих телефонных вызовах, совершенных на номер абонента местной телефонной сети.
Данная позиция также изложена в письме № 3998-03/58 от 26.11.2014 г., полученном от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, которое имеется в материалах дела.
При рассмотрении дела установлено, что в 2014 году, ОАО "Р" необоснованно взимало с абонентов плату за предоставление информации о зафиксированных аппаратурой учета номерах входящих соединений на выделенный абоненту абонентский номер на общую сумму 12540 рублей.
Следовательно, взимание с потребителей помимо платы, установленной за предоставление детализации счета, дополнительно платы за предоставление информации о зафиксированных аппаратурой учета номерах входящих соединений на выделенный абоненту абонентский номер в размере 110 рублей являются нарушением пункта 116 Правил и повлекли ущемление интересов Р.Н., и иных абонентов, обратившихся за предоставлением информации о входящих звонках.
Таким образом, действия ОАО "Р" по взиманию с абонентов, применяющих тарифный план "Абонентский*", платы за предоставление детализации в размере 24 рублей 50 копеек, а также действия Общества по взиманию с абонентов платы за предоставление информации о зафиксированных аппаратурой учета номерах входящих соединений на выделенный абонентский номер в размере 110 рублей, повлекли (могли повлечь) ущемление интересов абонентов ОАО "Р", которые вынуждены были нести необоснованные затраты.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО "Р", выразившиеся во взимании необоснованной платы, за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, которая влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц, как злоупотребление доминирующим положением и нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 - 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать действия ОАО "Р" (ОГРН <...>, <...>; <...>), выразившиеся во взимании необоснованной платы за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Р" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем приведения расчетов с заявителем за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи в соответствие с законодательством, действующим на момент совершения указанных действий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
К.О.
Члены комиссии
П.Е.
Х.Т.
Ч.А.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 февраля 2015 г. № 2-03/46-2014
ОБ УСТРАНЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. К.О. - руководителя управления Пензенского УФАС России,
2. П.Е. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
3. Х.Т. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
4. Ч.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
на основании своего решения от 18 февраля 2015 года по делу № 2-03/46-2014 о нарушении ОАО "Р" (ОГРН <...> <...>; <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
3.1. ОАО "Р" в срок до 10.03.2015 устранить последствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во взимании необоснованной платы за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, путем приведения расчетов с Р.Н. (<...>) за предоставление в 2014 г. детализации за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи в соответствие с законодательством, действующим на момент совершения указанных действий.
2. О выполнении настоящего Предписания ОАО "Р" письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
К.О.
Члены комиссии
П.Е.
Х.Т.
Ч.А.
------------------------------------------------------------------
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. № 2-03/46-2014
Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 18 февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О. - руководителя управления Пензенского УФАС России,
2. П.Е. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
3. Х.Т. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
4. Ч.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
при участии со стороны:
- Открытого Акционерного общества "Р" (далее - ОАО "Р"):
- Б.И. - представителя по доверенности № 6 от 21.03.2014 г.;
- П.С. - представителя по доверенности № 06/29/99-14 от 22.07.2014 г.
Заявителя:
- Р.Н.,
рассмотрев дело № 2-03/46-2014 по признакам нарушения ОАО "Р" (ИНН <...>, ОГРН <...>, юридический адрес: <...>; адрес Пензенского филиала: <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), выразившегося во взимании необоснованной платы, за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц,
установила:
В Пензенское УФАС России поступило обращение от Р.Н. (<...>) на действия ОАО "Р" (ИНН <...>, ОГРН <...>, юридический адрес: <...>; адрес Пензенского филиала: <...>) по факту повышения стоимости предоставления информации о входящих и исходящих звонках на абонентский номер местной фиксированной телефонной связи. В заявлении Р.Н. указала, что стоимость предоставления распечатки, содержащей информацию об исходящих звонках, ранее составляла 22 рубля 50 копеек за один расчетный период, а теперь - 24 рубля 50 копеек. Также в заявлении было указано, что ОАО "Р" отдельно взимает плату за предоставление абоненту информации о входящих звонках на его абонентский номер в размере 110 рублей за один расчетный период.
Приказом от 29.12.2014 № 272 Пензенским УФАС России возбуждено дело № 2-03/46-2014 по признакам нарушения ОАО "Р" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во взимании необоснованной платы за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц.
Определением от 31.12.2014 дело № 2-03/46-2014 назначено на рассмотрение на 04.02.2015 г.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Р.Н. указала, что обращалась в Пензенский филиал ОАО "Р" за предоставлением информации как о входящих, так и об исходящих звонках, совершаемых на ее абонентский номер местной фиксированной телефонной связи в течение 2014 г. неоднократно. Данные обращения подтверждаются как информацией, предоставленной ОАО "Р", так и копиями чеков об оплате указанных услуг, предоставленными Р.Н.
Также Заявитель пояснила, что тарифы, установленные ОАО "Р" за предоставление данных услуг, слишком высокие.
Представитель ОАО "Р" не согласился с тем, что действия Общества по взиманию с абонентов платы за детализацию счета, в которую входит только информация об исходящих звонках за один расчетный период, в размере 24 рубля 50 копеек и в действиях по взиманию отдельно платы за получение информации о зафиксированных аппаратурой учета филиала входящих соединениях за один расчетный период в размере 110 рублей являются нарушением антимонопольного законодательства и законодательства в сфере связи. Данная позиция объяснялась тем, что предоставление информации о входящих звонках - это отдельная услуга, так как данная информация не является составной частью детализации.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
ОАО "Р" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по представлению услуг местной фиксированной телефонной связи на территории Пензенской области на основании лицензии № 86464, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно Постановлению Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (вместе с "ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности") деятельность в области местной (городской и сельской) телефонной связи включена в группу "Деятельность в области электросвязи" (ОКВЭД 64.2).
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг общедоступной электросвязи относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Перечень услуг общедоступной электросвязи утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".
В указанный перечень, в том числе, входят услуги предоставления доступа к сети местной фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов), предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Р" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг местной фиксированной телефонной связи на территории Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из имеющихся материалов установлено, что ОАО "Р" взимало плату за услуги по предоставлению по просьбе абонента детализации счета, содержащего подробную информацию о предоставленных исходящих местных, внутризоновых, междугородных и международных телефонных соединениях (разговоров), оказанных с абонентского номера, в бумажном виде или на электронном носителе абонента.
Приказом от 26.09.2014 № 06/01/885-14 "О внесении изменений в Прейскурант "Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО "Р" Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики" был утвержден тариф за предоставление данной услуги в размере 24 рубля, 50 копеек за один расчетный период.
Пунктом 116 "Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 18.05.2005 (далее - Правила; действовавшие до 15.01.2015 г.) предусмотрено, что по обращению абонента оператор связи обязан произвести детализацию счета, заключающуюся в предоставлении дополнительной информации об оказанных услугах телефонной связи, за что может взиматься отдельная плата в размере не более 10 процентов месячной абонентской платы, установленной в тарифном плане с абонентской системой оплаты услуг местной телефонной связи.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 "Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи", утвержденного Постановлением Правительства от 24.10.2005 № 637, тарифный план с абонентской системой оплаты предусматривает плату за неограниченный объем местных телефонных соединений, устанавливаемую исходя из максимального объема потребления услуг на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах одного субъекта РФ.
В ходе рассмотрения материалов дела было установлено, что ОАО "Р" утверждено два тарифных плана на оказание услуг местной телефонной связи, которые представляют собой тарифные планы с абонентской системой оплаты: тарифный план "Безлимитный" и тарифный план "Абонентский*".
Исходя из информации, опубликованной на официальном сайте ОАО "Р", данные тарифные планы предусматривают плату за неограниченный объем местных телефонных соединений: тарифный план "Безлимитный" - в размере 245 рублей в месяц, тарифный план "Абонентский*" - в размере 125 рублей в месяц (применяется только в том случае, если отсутствует техническая возможность осуществления повременного учета продолжительности местных телефонных соединений).
Исходя из вышесказанного, следует, что согласно пункту 116 Правил для абонентов, использующих тарифный план "Абонентский*", плата за предоставление детализации счет должна составлять 12 рублей 50 копеек за один расчетный период, так как абонентская плата по условиям данного тарифного плана составляет 125 рублей.
Указанный вывод также изложен в письме № 3998-03/58 от 26.11.2014 г., полученном от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, которое имеется в материалах дела.
При рассмотрении дела установлено, что тариф за предоставление детализации счета для абонентов, применяющих тарифный план "Абонентский*" в размере 12 рублей 50 копеек не утвержден (отсутствует), что свидетельствует о том, что в случае обращения указанных потребителей за детализацией счета с них взималась бы плата в размере 24 рублей 50 копеек.
По информации, предоставленной представителем ОАО "Р", абоненты, использующие тарифный план "Абонентский*" в 2014 году за предоставлением детализации счета не обращались, и с указанных абонентов плата в размере 24 рублей 50 копеек не взималась.
Рассматриваемые действия ОАО "Р" нарушают пункт 116 Правил и могли повлечь ущемление интересов других лиц (абонентов, применяющих тарифный план "Абонентский*"), которые вынуждены были бы нести необоснованные затраты за получение детализации счета.
Также, в ходе рассмотрения материалов дела установлено, что ОАО "Р" отдельно взимало плату за предоставление абоненту информации о зафиксированных аппаратурой учета Регионального филиала номерах входящих соединений на один выделенный ему абонентский номер (при наличии технической возможности), в бумажном виде или на электронном носителе
Приказом 21.03.2014 № 06/01/228-14 "О внесении изменений в Прейскурант "Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО "Р" Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики" за указанную услугу утверждена был утвержден тариф за предоставление данной услуги в размере 110 рублей за один расчетный период.
Из письменных пояснений, предоставленных ОАО "Р", следует, что услуга предоставления абоненту информации о зафиксированных аппаратурой учета номерах входящих соединений на выделенный ему абонентский номер не является частью детализации, а представляет собой отдельную услугу. Законодательством РФ о естественных монополиях, а также Законом о связи не предусмотрено государственное регулирование тарифов на данную услугу, поэтому данный тариф был установлен самостоятельно ОАО "Р", исходя из затрат на выполнение работ по предоставлению услуги (трудоемкость работ, затраты на материалы, накладные расходы и др.) и величины рентабельности с учетом рыночной ситуации.
Доводы ОАО "Р" о том, что абонент не оплачивает входящие соединения на выделенный ему абонентский номер, и поэтому информация о таких вызовах не является частью детализации, не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил Оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Из пункта 114 Правил следует, что счет, выставляемый абоненту за услуги местной телефонной связи, содержит:
а) реквизиты оператора связи;
б) реквизиты абонента;
в) расчетный период, за который выставляется счет;
г) номер лицевого счета абонента (при предварительном платеже);
д) данные о суммарной продолжительности местных телефонных соединений за расчетный период (при повременном учете);
е) сумму, предъявляемую к оплате;
ж) сумму остатка на лицевом счете (при предварительном платеже);
з) дату выставления счета;
и) срок оплаты счета.
В соответствии с пунктом 3.5 "ГОСТ Р 53727-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Качество услуги "Местная телефонная связь". Показатели качества", утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1191-ст., услуга телефонной связи - это деятельность исполнителя (оператора связи) по удовлетворению путем установления телефонного соединения потребности пользователя услуг связи в обмене телефонными сообщениями. В соответствии с пунктом 3.6 вышеуказанного ГОСТа услуга местной телефонной связи: услуга телефонной связи, связанная с установлением местного телефонного соединения.
В соответствии с пунктом 2 Правил "телефонное соединение" - это установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию, а под "местным телефонным соединением" понимается телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения.
В соответствии с пунктом 2 Правил под вызовом понимаются действия, совершаемые абонентом или пользователем услугами телефонной связи в целях установления соединения своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого абонента или пользователя услугами телефонной связи, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи.
Иными словами, входящие и исходящие телефонные соединения являются услугами телефонной связи, которые Оператор оказывает абоненту на основании договора на оказание услуг местной телефонной связи.
Следовательно, ОАО "Р", как оператор связи, обязан по обращению абонента предоставить детализацию счета, заключающуюся в предоставлении дополнительной информации об оказанных услугах телефонной связи, а именно: предоставить дополнительную информацию об исходящих и входящих телефонных вызовах, совершенных на номер абонента местной телефонной сети.
Данная позиция также изложена в письме № 3998-03/58 от 26.11.2014 г., полученном от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, которое имеется в материалах дела.
При рассмотрении дела установлено, что в 2014 году, ОАО "Р" необоснованно взимало с абонентов плату за предоставление информации о зафиксированных аппаратурой учета номерах входящих соединений на выделенный абоненту абонентский номер на общую сумму 12540 рублей.
Следовательно, взимание с потребителей помимо платы, установленной за предоставление детализации счета, дополнительно платы за предоставление информации о зафиксированных аппаратурой учета номерах входящих соединений на выделенный абоненту абонентский номер в размере 110 рублей являются нарушением пункта 116 Правил и повлекли ущемление интересов Р.Н., и иных абонентов, обратившихся за предоставлением информации о входящих звонках.
Таким образом, действия ОАО "Р" по взиманию с абонентов, применяющих тарифный план "Абонентский*", платы за предоставление детализации в размере 24 рублей 50 копеек, а также действия Общества по взиманию с абонентов платы за предоставление информации о зафиксированных аппаратурой учета номерах входящих соединений на выделенный абонентский номер в размере 110 рублей, повлекли (могли повлечь) ущемление интересов абонентов ОАО "Р", которые вынуждены были нести необоснованные затраты.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО "Р", выразившиеся во взимании необоснованной платы, за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, которая влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц, как злоупотребление доминирующим положением и нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 - 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать действия ОАО "Р" (ОГРН <...>, <...>; <...>), выразившиеся во взимании необоснованной платы за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Р" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем приведения расчетов с заявителем за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи в соответствие с законодательством, действующим на момент совершения указанных действий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
К.О.
Члены комиссии
П.Е.
Х.Т.
Ч.А.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 февраля 2015 г. № 2-03/46-2014
ОБ УСТРАНЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. К.О. - руководителя управления Пензенского УФАС России,
2. П.Е. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
3. Х.Т. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
4. Ч.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России;
на основании своего решения от 18 февраля 2015 года по делу № 2-03/46-2014 о нарушении ОАО "Р" (ОГРН <...> <...>; <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
3.1. ОАО "Р" в срок до 10.03.2015 устранить последствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во взимании необоснованной платы за предоставление детализации счета за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи, путем приведения расчетов с Р.Н. (<...>) за предоставление в 2014 г. детализации за оказанные услуги местной фиксированной телефонной связи в соответствие с законодательством, действующим на момент совершения указанных действий.
2. О выполнении настоящего Предписания ОАО "Р" письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
К.О.
Члены комиссии
П.Е.
Х.Т.
Ч.А.
------------------------------------------------------------------