Решение Пензенского областного суда от 11.03.2015 по делу N 3-8/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 и 2 Приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 12.12.2014 N 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год" в части пункта 1 приложения N 2, устанавливающего тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии на территории Пензенской области на 2015 год>



ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу № 3-8/2015

Пензенский областной суд в составе:
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Е.И.,
с участием прокурора Мищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" о признании недействующими отдельных положений приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2014 г. № 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год",

установил:

Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области 12 декабря 2014 г. (далее - Управление) принят приказ № 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год" (далее - приказ от 12 декабря 2014 г. № 127), который опубликован в официальном печатном издании "Издательский дом "Пензенская правда" 19 декабря 2014 г. № 96.
Пунктом 1 приказа от 12 декабря 2014 г. № 127 установлены и введены в действие одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность), с календарной разбивкой по полугодиям, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" (далее - ООО "СКМ Энергосервис", общество) для потребителей (в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения) согласно приложению № 2 (пункт 1) к приказу в следующих размерах: с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. вода - 1329,01 руб. за 1 Гкал, отборный пар под давлением от 2.5 до 7,0 кг/кв. см - 1327,11 руб. за 1 Гкал; с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. вода - 1459,25 руб. за 1 Гкал, отборный пар под давлением от 2.5 до 7,0 кг/кв. см - 1457,16 руб. за 1 Гкал; для населения (с учетом НДС) с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. вода - 1568,23 руб. за 1 Гкал, отборный пар под давлением от 2.5 до 7,0 кг/кв. см - 1565,99 руб. за 1 Гкал; с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. вода - 1721,91 руб. за 1 Гкал, отборный пар под давлением от 2.5 до 7,0 кг/кв. см - 1719,45 руб. за 1 Гкал.
Пунктом 2 приказа от 12 декабря 2014 г. № 127 ООО "СКМ Энергосервис" установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии с календарной разбивкой по полугодиям согласно приложению № 3 (пункт 1) отборный пар давлением от 2.5 до 7,0 кг/кв. см на период с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1311,55 руб. за 1 Гкал, на период с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1440,08 руб. за 1 Гкал; для населения (с учетом НДС) с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1547,63 руб. за 1 Гкал, с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1699,29 руб. за 1 Гкал.
ООО "СКМ Энергосервис" обратилось в Пензенский областной суд с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействующими с момента принятия пункта 1 приказа от 12 декабря 2014 г. № 127 в части пункта 1 приложения № 2, устанавливающего тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "СКМ Энергосервис" потребителям на территории Пензенской области, и пункта 2 приказа в части пункта 1 приложения № 3, устанавливающего тарифы для ООО "СКМ Энергосервис" на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии на территории Пензенской области, на 2015 г.
Заявление мотивировано тем, что тарифы на тепловую энергию на 2015 г. установлены Управлением на уровне ниже экономически обоснованных.
Так, величина расходов на оплату труда, заявленная обществом, составила с 01 января 2015 г. - 129809,58 тыс. руб., с 01 июля 2015 г. - 129809,58 тыс. руб. Величина расходов на оплату труда, учтенная регулятором, составила с 01 января 2015 г. - 80235,82 тыс. руб., с 01 июля 2015 г. - 84648,79 тыс. руб. При этом вопреки требованиям пункта 8 части 1 статьи 7 ФЗ "О теплоснабжении, пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, пункта 2.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, приказов Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65 и от 12 октября 1999 г. № 74 Управление при формировании тарифа на тепловую энергию по статье "Фонд оплаты труда" не приняло в расчет нормативную численность сотрудников - 455,8 человек при среднемесячной заработной плате 1 сотрудника - 23732,92 руб., предусмотрев среднесписочную численность работников - 320,75 человек при среднемесячной заработной плате сотрудника с 01 января 2015 г. 20845,89 руб. и с 01 июля 2015 - 21992,41 руб.
Неполный учет расходов общества на оплату труда привел к неполному учету Управлением величины отчислений на социальные нужды: из заявленных обществом суммы расходов с 01 января 2015 г. - 39202,49 тыс. руб., с 01 июля 2015 г. - 39202,49 тыс. руб., регулирующим органом учтена сумма расходов на указанные цели с 01 января 2015 г. - 24231,22 тыс. руб., с 01 июля 2015 г. - 25563,93 тыс. руб.
По статье затрат "Электрическая энергия" сумма расходов на электроэнергию, заявленная обществом, составила: с 01 января 2015 г. - 55142,77 тыс. руб., с 01 июля 2015 г. - 58616,76 тыс. руб. Управлением расходы по указанному пункту приняты частично: с 01 января 2015 г. - 41949,57 тыс. руб. и с 01 июля 2015 г. - 45712,61 тыс. руб. При этом Управлением при формировании тарифа был принят средневзвешенный тариф на электроэнергию равный 3,70 руб./КВт*ч, в то время как за период с июля по октябрь 2014 г. он сложился в размере 3,81 руб./КВт*ч. При расчете объемов электроэнергии следовало руководствоваться Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (МДК 4-05.2004), утвержденной Госстроем РФ 12 августа 2003 г., принимая во внимание фактически установленное электропотребляющее оборудование, состав которого не изменялся, и замечаний по нему со стороны регулирующего органа не поступало.
При формировании необходимой валовой выручки Управлением не были учтены расходы по договору аренды транспорта с ООО "ПК-С", в связи с чем, необоснованно не приняты расчеты общества по статье аренда транспорта: с 01 января 2015 г. - 3040,68 тыс. руб. и с 01 июля 2015 г. - 3207,92 тыс. руб.
При формировании величины полезного отпуска тепловой энергии Управление нарушило пункт 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, а также положения пунктов 18, 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э, установив указанную величину в размере 441,10 тыс. Гкал при заявленной обществом - 390,923 тыс. Гкал. При определении расходов на приобретение тепловой энергии регулятор должен был учитывать фактические значения объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования. Документы, необходимые для учета факта потребления тепловой энергии при формировании тарифа на 2015 г. заявителем представлялись.
В судебном заседании представители ООО "СКМ Энергосервис" Р.М., П.О., К.В. заявленное требование поддержали, просили его удовлетворить.
Представители Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области С.Д., С.Л. возражали против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что оспариваемые положения приказа от 12 декабря 2014 г. № 127 приняты в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказом ФСТ России от 11 октября 2014 г. № 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год", Положением об Управлении по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 04 августа 2010 г. № 440-пП. Приказ издан уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав доводы представителей заявителя, представителей Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, исследовав материалы гражданского дела, а также тарифного дела, заслушав заключение прокурора Мищенко Н.В., полагавшую в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктами 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализация полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении", отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1).
На федеральном уровне отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктом 6 части 1 статьи 4 которого к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.
На территории Пензенской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности в соответствии с действующим законодательством является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (постановление Правительства Пензенской области от 04 августа 2010 г. № 440-пП "Об утверждении Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области").
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области 12 декабря 2014 г. был принят приказ № 127, с вышеприведенными положениями которого не согласился заявитель, что явилось основанием для обращения в Пензенский областной суд с настоящим заявлением.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного акта, суд нарушений не установил.
Согласно пункта 1.4 названного выше Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденного постановление Правительства Пензенской области от 04 августа 2010 г. № 440-пП, решения по вопросам, входящим в компетенцию Управления, принимаются в форме приказов (л.д. 251-258, т. 1).
Решения, принимаемые правлением Управления, подписывает начальник Управления (подпункт 7 пункта 5.7 Положения).
В соответствии с пунктом 2 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. № 1013-пП, акты исполнительных органов подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
12 декабря 2014 г. Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области принят обжалуемый приказ № 127, который подписан начальником Управления К.Н., 12 декабря 2014 г. опубликован на официальном сайте Управления http://tarif.pnzreg.ru, 19 декабря 2014 г. - в газете "Издательский дом "Пензенская правда" № 96 и вступил в силу с момента его первого официального опубликования (л.л.244-246, 249-250,т.1).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
Данное обстоятельство участниками процесса также не оспаривалось.
Проверяя существо оспариваемых заявителем пунктов 1, 2 приказа от 12 декабря 2014 г. № 127 в части установления тарифов для ООО "СКМ Энергосервис", суд не нашел противоречия их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в статье 7 Закона о теплоснабжении, к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Согласно пункту 13 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пункты 15, 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование.
На основании пунктов 26 и 28 Правил выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пунктам 32, 33 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данных Основ.
В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Судом установлено, что 29 апреля 2014 г. в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области поступило заявление от ООО "СКМ Энергосервис" об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям в следующих размерах: с 01 января по 31 июня 2015 г.: теплоноситель пар (без учета передачи) - 2053,10 руб./Гкал без НДС, теплоноситель пар (с учетом передачи) - 2200,17 руб./Гкал без НДС, теплоноситель горячая вода (с учетом передачи) -1861,07 руб./Гкал без НДС; с 01 июля по 31 декабря 2015 г. теплоноситель пар (без учета передачи) - 2112,95 руб./Гкал без НДС, теплоноситель пар (с учетом передачи) - 2261,72 руб./Гкал без НДС, теплоноситель горячая вода (с учетом передачи) 1896,21 руб./Гкал без НДС (л.д.185-189,т.2).
Одновременно обществом подано заявление о применении при регулировании цен (тарифов) на 2015 г. метода экономически обоснованных затрат (л.д.188-189, т. 2).
16 мая 2014 г. Управлением было открыто дело об установлении тарифа на производство и передачу тепловой энергии для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" на 2015 г. (л.д.190,т.2).
При определении размера тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "СКМ Энергосервис" потребителям, органом регулирования применен метод экономически обоснованных расходов.
По результатам проведенной экспертизы на основании представленных ООО "СКМ Энергосервис" документов составлено заключение, в котором ряд расходов, которые общество предлагало включить в расчет тарифа, исключены как экономически необоснованные (л.д. 83-111, т. 2).
Согласно протоколу заседания правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2014 г. № 119 по результатам обсуждения доклада уполномоченного по делу принят оспариваемый приказ, которым для ООО "СКМ Энергосервис" утверждены тарифы в размерах, предложенных в заключении (л.д.1-27,т.2).
Также установлено, что при установлении тарифов регулятором принята во внимание максимальная величина роста на 2015 г. по Пензенской области с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 100%, с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 109,8%, установленная приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 г. № 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год".
Во исполнение пункта 15 Основ ценообразования обеспечено непревышение величины оспариваемых тарифов в 1 полугодии 2015 г. над их величиной во 2 полугодии предшествующего годового периода регулирования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при определении тарифов на тепловую энергию для заявителя на 2015 г. на основании анализа представленных обществом штатных расписаний на 2014 г. и 2015 г., статистической формы отчетности П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за 2013 г. и 10 месяцев 2014 г., расчета нормативной численности работников, ведомости расчета начислений и удержаний, тарифной сетки, динамики численности работников, расчета расходов на оплату труда, расходы по статье "Фонд оплаты труда", включаемые в необходимую валовую выручку, приняты Управлением, исходя из фактической численности персонала предприятия - 320,75 человек (241,15 - производственные рабочие, 79,6 - руководители, специалисты и служащие).
Месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда определена с учетом коэффициента особенности работ по Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы в размере 7056,00 руб.
Суд считает, что доводы ООО "СКМ Энергосервис" о необходимости применения при формировании данной статьи расходов нормативной численности работников, не основаны на императивных требованиях закона.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Нормативы численности, указанные в приказах Госстроя Российской Федерации "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" от 22 марта 1999 г. № 65 и "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" от 12 октября 1999 г. № 74, которыми руководствуется заявитель при определении нормативной численности работников, носят рекомендательный характер.
С учетом фактической численности персонала в количестве 320,75 человек, фактического объема фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования за 2014 г., повышения заработной платы на предприятии с 01 ноября 2014 г. на 3%, процента выплат, связанных с режимом работы - 14,06%, индекса роста потребительских цен с 01 июля 2015 г. - 105,5%, указанные расходы составили: на 1 полугодие 2015 г. - 80235,82 тыс. руб., на 2 полугодие 2015 г. - 84648,79 тыс. руб.
Произведенный Управлением расчет расходов по статье "Фонд оплаты труда" является обоснованным, соответствует основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. и плановый период 2016 г. и 2017 г., разработанного Минэкономразвития России, не противоречит пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе, из отчислений на социальные нужды (подпункт 6 пункта 33 Основ ценообразования).
Установлено, что отчисления на страховые взносы в фонды обязательного страхования и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны по ставке 30,2% в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", что заявителем не оспаривается.
Статья расходов "Отчисления на социальные нужды" является расчетной, расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требуют.
В этой связи довод заявителя о неправомерном исключении регулятором из состава расходов на обязательные отчисления с фонда оплаты труда: с 01 января 2015 г. - 14971,27 тыс. руб., с 01 июля 2015 г. - 13638,56 тыс. руб. следует признать несостоятельным.
Проверяя доводы заявителя о неправомерности действий регулирующего органа при формировании средневзвешенной цены по статье затрат "Электрическая энергия", суд установил, что при принятии тарифного решения Управление, исходя из данных о фактических расходах ООО "СКМ Энергосервис" в указанной части за 10 месяцев 2014 г., определило средневзвешенную цену электрической энергии в размере 3,70 руб. за 1кВт*ч, в результате чего, расходы общества по данной статье затрат составили: с 01 января 2015 г. - 41949,57 тыс. руб., с 01 июля 2015 г. с учетом прогнозного показателя роста стоимости электрической энергии 108,9% - 45712,61 тыс. руб.
Предлагаемый заявителем расчет средневзвешенной цены электрической энергии в размере 3,81 руб. за 1 Кв*ч, произведенный за период с июля по октябрь 2014 г., в котором произошло увеличение ее цены, т.е. за неполный период регулирования, противоречит действующему законодательству, поскольку расчетным периодом является год.
Отказывая в принятии расходов по статье "Электрическая энергия" в заявленном ООО "СКМ Энергосервис" размере, орган регулирования обоснованно исходил из того, что обществом не представлен расчет затрат на производство тепловой энергии, на основании которого в соответствии с п. 6.1 Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации 12 августа 2003 г. (далее - Методика), определяется количество электрической энергии, необходимой для производства тепловой энергии.
Из материалов тарифного дела усматривается, что ООО "СКМ Энергосервис" представлена только сводная информация об установленном оборудовании в котельных с указанием планового часов работ и количества электроэнергии. При этом расчет затрат на привод технологического электрооборудования: тягодутьевых устройств (дымососов, вентиляторов), питательных, циркуляционных насосов, механизмов и т.п., с указанием номинальной мощности и периода функционирования 1-го электродвигателя, коэффициента использования мощности электродвигателей, количества функционирующего оборудования и т.п., как того требуют положения пункта 6.1.2 Методики, не представлены.
В этой связи Управлением применены удельные нормы расхода электроэнергии в зависимости от средневзвешенной мощности котла и вида сжигаемого топлива, приведенные в Методических указаниях по расчету тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую предприятиями жилищно-коммунального хозяйства области, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области от 03 марта 2000 г. № 1-20.
При этом по котельным, на которых удельная норма расхода электрической энергии на производство тепловой превышала максимальное значение (29 кВт ч/Гкал), органом регулирования принято к расчету максимальное значение, а по остальным котельным - расчетное количество электрической энергии, представленное ООО "СКМ Энергосервис".
Довод ООО "СКМ Энергосервис" о том, что у Управления имелось право истребовать у общества дополнительные сведения, подтверждающие экономическую обоснованность заявленных расходов, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность представления таких сведений в силу положений действующего законодательства в области регулирования тарифов возложена на регулируемую организацию.
Также правильно, по мнению суда, Управлением, как экономически необоснованные, не были приняты расходы на аренду автотранспорта на 2015 г. в размере, предлагаемом обществом по следующим причинам.
В силу пункта 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения арендная плата подлежит включению в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
Материалами тарифного дела, которое обозревалось в ходе судебного разбирательства, установлено, что вопреки названным положениям законодательства, а также пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, расходы по договорам аренды с ООО "ПК-С" были заявлены обществом на 2015 г. без указания составляющих данной статьи затрат и без экономического обоснования расходов на амортизацию, налогов и других обязательных платежей.
При этом Управлением в адрес общества направлялись обращения по вопросу представления дополнительных документов, в том числе, подтверждающих экономическую обоснованность расходов по арендной плате (л.д.72-82,т.2). Однако запрашиваемые сведения обществом представлены не были.
При таких обстоятельствах органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки обоснованно не были приняты для тарифного регулирования как экономически необоснованные расходы общества по договорам аренды с ООО "ПК-С", что соответствует положениям пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Не соглашаясь с величиной полезного отпуска, учтенного Управлением при утверждении тарифа на тепловую энергию на 2015 г. в размере 441,10 тыс.Гкал, регулируемая организация считает ее завышенной, поскольку в нарушение положений действующего законодательства регулятор не учел фактические значения объема потребления указанного энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования.
Давая оценку данного довода, суд исходит из положений пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 18 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом, в том числе, количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с настоящей главой.
Установлено, что в рамках представленных расчетных материалов для утверждения тарифа на тепловую энергию на 2015 г. ООО "СКМ Энергосервис" представлен договор энергоснабжения от 13 марта 2009 г. № 3126, заключенный между заявителем и ОАО "ТГК-6", в соответствии с которым последнее обязуется продавать тепловую энергию в горячей воде ООО "СКМ Энергосервис" в количестве, предусмотренном Приложением № 1, а именно: 32775,2 Гкал (в том числе с учетом потерь в объеме - 2245 Гкал), а также счета-фактуры на оплату за поставленную тепловую энергию, согласно которым объем покупки тепловой энергии в горячей воде за 11 месяцев 2013 г. составил 28697,9 Гкал (при этом данные за сентябрь 2013 г. не представлены). Также заявителем были представлены сведения о фактических объемах потребления и расходах на оплату энергоресурсов за 2013 г., согласно которым объем покупной тепловой энергии составляет 29138,9 Гкал; а также ожидаемый объем энергоресурсов в 2014 г. в размере 30585 Гкал (л.л.196-225,т.2).
Проанализировав представленные документы, Управление приняло к расчету объем покупной энергии согласно договору энергоснабжения от 13 марта 2009 г. в размере 30530 Гкал, что, по мнению суда, не противоречит положениям пункта 22 Основ ценообразования и разделу III Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
При этом суд учитывает положения пункта 13 Основ ценообразования, согласно которому в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
В соответствии с данной нормой общество не лишено возможности представить сведения о понесенных дополнительных расходах для учета в следующем периоде регулирования.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области соответствуют требованиям действующего законодательства о теплоснабжении.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом установлено, что пункты 1 и 2 приказа от 12 декабря 2014 г. № 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год" в части пункта 1 приложения № 2, устанавливающего тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "СКМ Энергосервис" потребителям на территории Пензенской области, и пункта 1 приложения № 3, устанавливающего тарифы для ООО "СКМ Энергосервис" на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии на территории Пензенской области, на 2015 г. приняты Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пределах своих полномочий, не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав регулируемой организации, оснований для удовлетворения заявления ООО "СКМ Энергосервис" не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" о признании недействующими пунктов 1 и 2 Приказа от 12 декабря 2014 г. № 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год" в части пункта 1 приложения № 2, устанавливающего тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "СКМ Энергосервис" потребителям на территории Пензенской области, и пункта 1 приложения № 3, устанавливающего тарифы для ООО "СКМ Энергосервис" на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии на территории Пензенской области, на 2015 г.- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2015 г.

Судья
Н.В.ГОРДЕЕВА


------------------------------------------------------------------