Постановление Администрации г. Кузнецка от 14.04.2015 N 1028 "О программе повышения эффективности управления общественными финансами в городе Кузнецке Пензенской области на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. № 1028

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В ГОРОДЕ КУЗНЕЦКЕ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 № 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", пунктом 4 распоряжения Правительства Пензенской области от 04.12.2014 № 631-рП "О программе повышения эффективности управления общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года" и в целях определения основных направлений деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка в сфере управления общественными финансами администрация города Кузнецка постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными финансами в городе Кузнецке Пензенской области на период до 2018 года.
2. Органам местного самоуправления города Кузнецка руководствоваться положениями Программы при реализации муниципальных программ города Кузнецка, а также при подготовке проектов нормативных правовых актов города Кузнецка.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу на следующий день после официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Кузнецка Додонова А.И., начальника управления финансов города Кузнецка Фролова И.Б.

Глава администрации
города Кузнецка
С.А.ЗЛАТОГОРСКИЙ





Приложение
к постановлению
администрации города Кузнецка
от 14 апреля 2015 г. № 1028

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
В ГОРОДЕ КУЗНЕЦКЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Программа повышения эффективности управления общественными финансами в городе Кузнецке Пензенской области на период до 2018 года (далее - Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", распоряжением Правительства Пензенской области от 04.12.2014 № 631-рП "О программе повышения эффективности управления общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года", определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка (далее - органы местного самоуправления) в сфере управления общественными финансами.

1. Необходимость разработки и реализации Программы

Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве определяют необходимость активного вовлечения органов местного самоуправления в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В результате реализации мероприятий Программы реформирования муниципальных финансов города Кузнецка Пензенской области на 2007 - 2008 годы система управления муниципальными финансами города Кузнецка Пензенской области (далее - муниципальные финансы города Кузнецка) была существенно модернизирована.
Во исполнение Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (с последующими изменениями), постановлением администрации города Кузнецка от 12.12.2011 г. № 1380 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в городе Кузнецке Пензенской области на 2011 - 2013 годы" (с последующими изменениями), была утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов в городе Кузнецке Пензенской области на 2011 - 2013 годы, задачами которой являлись:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Кузнецка;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора);
повышение эффективности распределения бюджетных средств;
оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;
реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетном секторе города Кузнецка;
развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления.
Результатами проведения бюджетных реформ в городе Кузнецке стали:
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию и утверждению бюджета города Кузнецка Пензенской области (далее - бюджет города) на трехлетний период (на очередной финансовый год и плановый период);
переход к программной структуре расходов бюджета города (свыше 90 процентов расходов бюджета города на 2015 - 2017 годы запланировано в рамках муниципальных и иных программ города Кузнецка);
переход к оказанию муниципальных услуг на основе муниципальных заданий;
переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, создание многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;
проведение модернизации информационных систем, используемых при исполнении бюджета города и формировании бюджетной отчетности;
проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города;
осуществление контроля за соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, дефицита бюджета города, муниципального долга, расходов на его обслуживание);
размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проектов нормативных правовых актов города Кузнецка и иной актуальной информации, связанной с деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Кузнецка.
Несмотря на динамичное развитие и совершенствование бюджетной системы, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях еще не завершен.
Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальны для города Кузнецка:
высокий уровень дефицита бюджета города и долговых обязательств, ограничивающих возможности по реализации приоритетных направлений социально-экономического развития;
слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, неопределенность соотношения и взаимосвязей различных программно-целевых инструментов;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов, наращиванию собственной налоговой базы;
формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (работ);
отсутствие ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов города Кузнецка, программ, инвестиционных проектов;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
наличие неиспользуемых резервов повышения эффективности процессов кассового обслуживания исполнения бюджета города, а также операций со средствами муниципальных учреждений города Кузнецка (далее - учреждения);
недостаточная открытость бюджета города, прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, учреждений, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
В настоящее время система управления общественными финансами не создает достаточно устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами.
Необходимость решения приоритетных задач социально-экономического развития, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 - 602 и № 606, в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" и от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", (далее - приоритетные направления социально-экономического развития) требует создания качественно новой системы управления общественными финансами.

2. Цели, задачи Программы

Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации в городе Кузнецке приоритетных направлений социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета города;
2) полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
3) повышение результативности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
4) оптимизация бюджетных расходов;
5) повышение эффективности процесса формирования и исполнения бюджета города;
6) усиление роли муниципального финансового контроля в управлении бюджетным процессом;
7) повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в ней целей и задач.
Решение органами местного самоуправления перечисленных задач будет осуществляться в рамках принятых нормативных правовых актов города Кузнецка с учетом изменений бюджетного законодательства Российской Федерации.

3. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджета города

Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата в городе Кузнецке.
Переход к формированию бюджета города на программной основе предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджета города в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации социально-экономической политики в городе Кузнецке, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов.
С целью долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета города необходимо скоординировать действия органов местного самоуправления по усовершенствованию действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.
Проведению ответственной бюджетной политики и оптимизации долговой нагрузки способствует реализация следующих основных принципов и мер:
расширение горизонтов бюджетного планирования, в том числе за счет утверждения бюджета города на трехлетний период и формирования долгосрочного бюджетного прогноза;
разработка основных направлений муниципальной долговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение поставленных целей;
ограничение роста бюджетных расходов при безусловной реализации действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств только при условии наличия финансовых ресурсов на весь период их действия и соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития;
создание условий для развития конкуренции, привлечения инвестиций и наращивания налогового потенциала в городе Кузнецке, в том числе за счет расширения практики использования механизмов партнерства с частным сектором экономики, развития инновационной деятельности в городе Кузнецке, реализации эффективных мер поддержки хозяйствующих субъектов;
выявление и перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета города с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета города за качеством и соблюдением показателей кассового плана;
поддержание безопасного уровня муниципального долга города Кузнецка.
Разработка бюджетного прогноза города Кузнецка на долгосрочный период, определяющего долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями бюджета города, долговыми обязательствами, является важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов.
При этом показатели бюджетного прогноза города Кузнецка на долгосрочный период, Стратегии социально-экономического развития города Кузнецка и прогноза социально-экономического развития города Кузнецка должны быть взаимоувязаны. Это позволит повысить обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных связанных с ними ресурсов, стратегические ориентиры развития города Кузнецка будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.
Особое внимание необходимо уделить разработке основных направлений муниципальной долговой политики города Кузнецка. Политика управления муниципальным долгом должна решать задачу сбалансированности бюджета города, обеспечивать соответствие параметров по муниципальному долгу города Кузнецка нормам бюджетного законодательства.
В целях снижения рисков рефинансирования краткосрочных банковских кредитов, обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости бюджета города, равномерного распределения долговой нагрузки по годам целесообразно рассмотреть возможность использования среднесрочных и долгосрочных заемных источников финансирования дефицита бюджета города. Выбор инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований следует осуществлять в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке.

4. Применение программно-целевых методов бюджетирования

Высокое качество управления бюджетным процессом в городе Кузнецке должно быть обеспечено, в первую очередь, за счет использования передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджета города.
Определение всех направлений реализации муниципальной политики целесообразно осуществлять только в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ.
Муниципальные программы должны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности, а также ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В бюджетном прогнозе города Кузнецка на долгосрочный период предполагается устанавливать предельные объемы ("потолки") расходов на весь срок реализации каждой муниципальной программы города Кузнецка.
При определении предельных объемов ("потолков") расходов необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития города Кузнецка, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг (работ), так и обеспечение достижения стратегических целей развития города Кузнецка, в том числе достижение целевых значений показателей Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам города Кузнецка должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета города, с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации программ.
Предельные объемы ("потолки") расходов позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные финансированием муниципальные программы города Кузнецка, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
Обеспечение развития подходов к формированию муниципальных программ города Кузнецка как элемента долгосрочного планирования предусматривает реализацию в городе Кузнецке следующих мер:
1) формирование Стратегии социально-экономического развития города Кузнецка на долгосрочную перспективу до 2030 года с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития;
2) формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития города Кузнецка как необходимого условия для разработки бюджетного прогноза города Кузнецка на соответствующий период;
3) разработка бюджетного прогноза города Кузнецка на период до 2030 года, которая должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов муниципальной политики, прежде всего в социальной сфере, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города и повышении эффективности бюджетных расходов;
4) корректировка мероприятий и показателей муниципальных программ города Кузнецка с учетом показателей Стратегии социально-экономического развития города Кузнецка на долгосрочную перспективу до 2030 года и прогноза социально-экономического развития города Кузнецка, а также приоритетных направлений социально-экономического развития.
Необходимо уделять особое внимание дальнейшей качественной разработке и реализации муниципальных программ города Кузнецка, созданию действенного механизма контроля за их выполнением, повышению ответственности и заинтересованности исполнителей за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Контроль за выполнением муниципальных программ города Кузнецка и принятие решений о дальнейшей их реализации должны осуществляться с учетом единой методики оценки эффективности реализации муниципальных программ города Кузнецка.

5. Повышение результативности оказания муниципальных услуг
(выполнения работ)

В рамках реализации предусмотренной Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с последующими изменениями) реформы муниципальных учреждений следует проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов, в том числе за счет:
более обоснованного планирования и распределения средств на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности, при проведении закупок);
передачи оказания части муниципальных услуг (выполнения работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений);
сокращения издержек по административному контролю текущей деятельности автономных и бюджетных учреждений.
Для повышения результативности оказания муниципальных услуг (работ) в городе Кузнецке необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ города Кузнецка и муниципальных заданий;
2) оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления города Кузнецка, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления города Кузнецка, на тип казенного учреждения, или их ликвидация;
3) формирование ведомственных перечней муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, начиная с формирования государственных (муниципальных) заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
4) переход к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствующих сферах, установленных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности;
5) расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) негосударственных организаций (переход к конкурсному размещению муниципального заказа на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) как среди муниципальных учреждений, так и организаций негосударственного сектора);
6) внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, нацеленных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Вознаграждение руководителей учреждений должно зависеть от качества работы учреждений и средней заработной платы персонала;
7) проведение анализа выполнения (невыполнения) муниципальных заданий с обязательным наличием результатов контроля за их исполнением, установлением ответственности за нарушение условий выполнения муниципальных заданий;
8) изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

6. Оптимизация бюджетных расходов

Основная цель оптимизации бюджетных расходов - создание стимулов к ответственному финансовому управлению бюджетными ресурсами и повышению качества предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).
В рамках данной задачи бюджетная политика будет выстраиваться на принципах ответственности и предсказуемости.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема бюджетных расходов требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
Для повышения финансовых возможностей за счет внутренних резервов органам местного самоуправления необходимо:
1) активно использовать механизмы, позволяющие привлечь инвестиции и услуги частных организаций для решения задач по созданию современной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
2) максимально эффективно использовать возможности привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта многоквартирных жилых домов, повышения качества и доступности жилья;
3) повысить адресность социальной поддержки граждан (для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки должно основываться на критерии нуждаемости граждан);
4) повысить эффективность бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации сети учреждений, а также за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению, рациональному использованию занимаемых площадей муниципальных организаций;
5) повысить эффективность расходов капитального характера за счет предоставления капитальных вложений из бюджета города в объекты муниципальной собственности города Кузнецка, а также исходя из возможностей бюджета города по обеспечению софинансирования для участия в федеральных и региональных целевых программах;
6) повысить эффективность, открытость и прозрачность деятельности муниципальных предприятий, в том числе за счет осуществления закупки товаров и продукции производственного назначения исключительно на основе проведения торгов;
7) провести инвентаризацию муниципального имущества города Кузнецка, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, на предмет эффективного его использования;
8) оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления за счет сокращения дублирования функций и полномочий;
9) оптимизировать расходы на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд путем реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).

7. Повышение эффективности процессов формирования
и исполнения бюджета города

Повышение эффективности управления общественными финансами должно быть обеспечено также на операционном уровне, то есть на уровне инструментов, механизмов и процедур непосредственного принятия и реализации решений органами местного самоуправления.
Совершенствовать "операционную" деятельность предполагается как по внутриведомственным направлениям, так и в части межведомственного взаимодействия - в рамках совершенствования бюджетного процесса.
Необходимо сокращать неэффективные временные и материальные затраты, связанные с недостаточной автоматизацией бюджетного процесса.
Развитие системы управления финансово-бюджетными механизмами в городе Кузнецке, в первую очередь, должно быть направлено:
на внедрение оптимизированной единой системы финансовых расчетов и отчетов с автоматическим обменом бюджетными данными и преобразованием документов в учетные записи в регистрах бюджетного учета для всех участников бюджетного процесса города Кузнецка;
на автоматизацию сбора и анализа информации к проекту бюджета города (проекту изменений в бюджет города) от субъектов бюджетного планирования (включая учреждения) и формирование в программном комплексе проекта бюджета города с возможностью анализа и сравнения альтернативных версий проекта бюджета города.
Повышение эффективности использования бюджетных средств с точки зрения их стоимостного ресурса будет осуществляться через инструменты управления ликвидностью счета бюджета города. В дополнение к существующим возможностям должны быть внедрены новые, а именно:
совершенствование процедуры составления и исполнения кассового плана бюджета города и методики обеспечения оптимального размера ежедневного остатка на едином счете бюджета города;
максимальное использование возможностей механизма привлечения в бюджет города остатков временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений.
Программно-целевые методы управления требуют организации эффективного финансового менеджмента в органах местного самоуправления, а также в учреждениях.
Финансовый менеджмент должен стать составной частью деятельности органа местного самоуправления, учреждения и обеспечивать принятие эффективных управленческих решений об адресном, экономном и результативном использовании бюджетных средств.
Для объективной количественной оценки качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города, осуществляемого не только управлением финансов города Кузнецка, но и ведомственными подразделениями внутреннего финансового контроля и аудита.
В результате изменения подхода к процессам планирования и исполнения бюджета города предполагается достичь главных результатов:
повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления за счет значительного сокращения дублирующих процедур и "ручного ввода" данных при взаимодействии по бюджетным вопросам и направления высвободившегося времени на усиление аналитической и методологической работы;
повысить оперативность составления финансовых расчетов для принятия управленческих решений;
повысить качество финансового менеджмента органов местного самоуправления и учреждений;
сократить в сопоставимых условиях расходы на обслуживание муниципального долга города Кузнецка.

8. Совершенствование муниципального финансового
контроля

Переход к программному бюджету требует смещения акцента с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами использования средств.
При этом контроль следует осуществлять на всех этапах "жизненного цикла" муниципальных программ - при разработке, в процессе реализации, при мониторинге, экспертизе, оценке результативности.
В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществление муниципального финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:
на совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля с учетом изменений бюджетного законодательства (в том числе в части регламентации деятельности контрольно-ревизионных органов, унификации терминов, подходов и процедур при осуществлении контрольных функций);
на организацию внутреннего финансового контроля и аудита, создание полноценной системы мониторинга муниципальных программ;
на усиление ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (применение бюджетных мер принуждения и привлечения к ответственности, в том числе административной);
на усиление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (выявление "недобросовестных" заказчиков и поставщиков товаров (работ, услуг) путем осуществления контроля при проведении оплаты по заключенным контрактам, применения антидемпинговых процедур при проведении конкурсов и аукционов, использования банковских гарантий, предоставляемых участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта);
на предупреждение и пресечение бюджетных нарушений, в том числе совершения платежей по сомнительным сделкам (усовершенствование процедур санкционирования операций при кассовом обслуживании исполнения бюджета города).

9. Повышение открытости и прозрачности управления
общественными финансами

Повышение уровня открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета города и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность предполагает:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов;
открытость деятельности органов местного самоуправления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета города;
рассмотрение и утверждение бюджетных параметров, бюджетной отчетности в увязке с планируемыми и достигнутыми целями и результатами муниципальной политики;
публикацию бюджета города на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.
Достижение высокого уровня прозрачности предусматривает доступность и понятность для граждан информации о целях бюджетной политики, публичность процесса управления общественными финансами, открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
Данные задачи обуславливают необходимость повышения уровня финансовой грамотности населения, в том числе в вопросах формирования и исполнения бюджета города.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса.
Для достижения перечисленных целей в городе Кузнецке необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
1) развитие технологической и телекоммуникационной инфраструктуры и регламентация требований к информационным системам управления муниципальными финансами;
2) размещение на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджетах и бюджетном процессе города Кузнецка в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации;
3) реализация мероприятий, направленных на участие граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на муниципальном уровне, проектов муниципальных программ города Кузнецка и отчетов об их реализации;
4) регулярная публикация "бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования населения о бюджете города и отчетах об их исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами;
5) развитие механизмов эффективного взаимодействия с населением за счет расширения интерактивного взаимодействия с посетителями официального сайта администрации города Кузнецка (форумы, интернет-приемные, сервисы голосования посетителей);
6) обеспечение общедоступности информации об оказании муниципальных услуг (выполнении работ), в том числе путем размещения на официальном сайте администрации города Кузнецка или на официальных сайтах органов местного самоуправления нормативов финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг и методик формирования указанных нормативов, результатов мониторинга оказания муниципальных услуг (выполнения работ), результатов контроля за исполнением муниципальных заданий, результатов изучения мнения населения о качестве оказания услуг (выполнения работ).

Заключительные положения

Реализация настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города на соответствующий финансовый год, в составе расходов на реализацию муниципальных программ города Кузнецка.

Заместитель главы администрации
города Кузнецка
В.В.КОНСТАНТИНОВА


------------------------------------------------------------------