<Разъяснение> Прокуратуры Пензенской обл. от 24.04.2015 N 22/1-10-2015/1029-2015 "Уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности"



ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. № 22/1-10-2015/1029-2015

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как показывает практика прокурорского надзора, по-прежнему широко распространены нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности вследствие незаконного воздействия на них представителей органов власти различных уровней.
За совершение ряда действий, нарушающих законные права и интересы субъектов предпринимательской и иной деятельности, в Российской Федерации установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьей 169 Уголовного Кодекса РФ.
Уголовно наказуемые деяния, предусмотренные частью первой названной статьи, могут быть совершены в одной из следующих семи форм: неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу; уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу; ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица; ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Отказ в удовлетворении законных требований о госрегистрации или выдаче специального разрешения (лицензии) состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. При этом оно должно быть окончательным и не основанным на нормах действующего законодательства. С вынесением такого решения и принятием мер по его доведению до сведения заявителя связан непосредственный момент окончания преступного деяния. Под отказом следует понимать действия или бездействие должностного лица соответствующего органа исполнительной власти, которые могут выражаться в непринятии пакета учредительных документов от указанных субъектов; в отказе внести их в регистрационный реестр; в невыдаче им регистрационного свидетельства; в других действиях, которые нарушают условия и порядок государственной регистрации, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) может выражаться, например, в следующем: под надуманными предлогами или без объяснения причин не принимаются документы, необходимые для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; не совершаются необходимые бюрократические действия по внесению в соответствующий реестр записи о выдаче заинтересованным лицам специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; лицензия не выдается без уважительных причин, без официального уведомления.
Вместе с тем не всякий отказ следует считать неправомерным. Так, например, отказ должностного лица зарегистрировать юридическое лицо или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя по причине нарушения ими установленного действующим на территории Российской Федерации законодательством порядка сдачи учредительных или иных документов должен быть признан правомерным.
Уклонение от госрегистрации, от выдачи специального разрешения (лицензии) выражается в деятельности, направленной на несоблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок таких процедур. Как правило, в данном случае речь идет об умышленном затягивании установленных сроков. Преступление является оконченным в момент совершения конкретных действий либо окончания срока, в течение которого они должны быть совершены, при том, что их совершению объективно ничего не препятствовало.
Уклонение от выдачи лицензии может выражаться в следующем поведении должностного лица соответствующего органа: оно может выполнять тот же комплекс действий, что и при отказе в регистрации, никак не аргументируя свое поведение либо вообще не информируя об этом заинтересованных лиц; оно может неоднократно требовать представления документов, которые не входят в перечень, определенный законом; оно бездействует под любым иным надуманным основанием либо умышленно утрачивает документы.
Под ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы уголовным законом понимается незаконное уменьшение правоспособности этих лиц. Например, отказ в предоставлении льготных кредитов индивидуальным предпринимателям в связи с тем, что они не являются юридическими лицами, приостановление действия лицензий, предоставленных юридическим лицам, за исключением открытых акционерных обществ.
Незаконное ограничение самостоятельности субъектов предпринимательской деятельности может выражаться в разнообразных действиях, препятствующих самостоятельному осуществлению ими предпринимательской деятельности, которые в той или иной степени лишают перечисленных субъектов возможности действовать в полном объеме своих прав и полномочий, ставят под бюрократический контроль принятие ими важных решений.
Например, установление необходимости согласования принимаемых управленческих (финансовых, хозяйственных и т.п.) решений, принуждение к расторжению договоров по надуманным основаниям, навязывание невыгодных условий кредитования, рекомендации по принятию в штат нужных людей и т.д.
Под иным незаконным вмешательством в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица подразумевается неправомерное влияние на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.
При этом любые деяния, подпадающие под признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, должны создавать конкретные препятствия для осуществления законной предпринимательской деятельности.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает противоправность своих действий и желает совершить их в той или иной форме.
Субъект преступления специальный. Это должностное лицо, представитель власти, в иных случаях государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, постоянно или временно по специальному полномочию выполняющий определенные функции, использующее свое служебное положение.
Часть 2 ст. 169 УК предусматривает ответственность за те же деяния, но при наличии одного из квалифицирующих признаков: совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта; причинившие крупный ущерб, превышающий 1 млн. 500 тыс. рублей.
Совершение преступлений, предусмотренных ст. 169 УК РФ, зачастую являются подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного представления такой выгоды.
В зависимости от конкретных обстоятельств совершения преступления, за деяния, предусмотренные ст. 169 УК РФ, может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 тысяч рублей, либо лишения права занимать определенные должности на срок до 5 лет со штрафом от 80 до 250 тысяч рублей, либо в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо в виде принудительных работ на срок до 3 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Расследование уголовных дел и проведение проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях, предусмотренных ст. 169 УК РФ в соответствии с положениями ст. 151 УПК РФ относится к компетенции следователей органов внутренних дел.
Таким образом, при наличии в действиях должностных лиц признаков состава рассматриваемого преступления, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности в органы полиции по месту совершения требующих уголовно-правовой оценки деяний.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Е.КАНЦЕРОВА


------------------------------------------------------------------