Распоряжение Правительства Пензенской обл. от 19.05.2015 N 221-рП "Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма на территории Пензенской области на период до 2020 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. № 221-рП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО
ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (с последующими изменениями), Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года", Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития внутреннего и въездного туризма на территории Пензенской области на период до 2020 года.
2. Признать утратившими силу:
2.1. Распоряжение Правительства Пензенской области от 06.08.2010 № 418-рП "Об утверждении стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы".
2.2. Распоряжение Правительства Пензенской области от 28.09.2011 № 581-рП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Пензенской области от 06.08.2010 № 418-рП".
2.3. Распоряжение Правительства Пензенской области от 28.02.2013 № 84-рП "О внесении изменений в стратегию развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы, утвержденную распоряжением Правительства Пензенской области от 06.08.2010 № 418-рП (с последующими изменениями)".
2.4. Пункты 1 и 2 распоряжения Правительства Пензенской области от 30.08.2013 № 446-рП "О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Пензенской области".
3. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы реализации государственной политики в развитии туризма.

Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ





Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 19 мая 2015 г. № 221-рП

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

1. Введение

Туризм в современном мире - это не только отрасль экономики, но и важное социальное явление, которое открывает людям возможность знакомства с историей и культурой разных народов, взаимного обмена опытом и знаниями.
В Российской Федерации уделяется большое внимание государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.
Стратегия развития внутреннего и въездного туризма на территории Пензенской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) исходит из перспектив, определенных федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (с последующими изменениями), Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2021 года, утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями), и сформирована в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития туризма в Российской Федерации.
Под Стратегией понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность отдельных проектов и мероприятий организационного, экономического и информационного характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в Пензенской области.
Стратегия разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) ("Собрание законодательства Российской Федерации", 02.12.1996, № 49, ст. 5491; 2007, № 7, ст. 833; 2009, № 52 (1 ч.), ст. 6441; 2010, № 32, ст. 4298);
- Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 30.06.2014, № 26 (часть I), ст. 3378);
- Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 16.06.2014, № 24, ст. 3105)
- федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (с последующими изменениями);
- Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями).
Основные мероприятия, предусмотренные Стратегией развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы, утвержденные распоряжением Правительства Пензенской области от 06.08.2010 № 418-рП "Об утверждении стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы" (с последующими изменениями), выполнены досрочно и в полном объеме. В области наблюдается значительный рост показателей, характеризующих отрасль туризма: количество предприятий туристской индустрии, объем оказанных туристских услуг, численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.
В рамках реализации Стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы, с целью развития сельского туризма в регионе проводились совещания, обучающие семинары со специалистами администраций муниципальных районов и городских округов, оказывалась консультативная помощь по вопросам организации сельского туризма. В 2014 году разработаны методические рекомендации для глав администраций, фермеров, бизнесменов, специалистов социальной сферы по организации туризма на селе. Сформирован перечень инвестиционных площадок и потенциальных инвесторов.
В области наблюдается рост событийных мероприятий. Мероприятия приобретают периодический характер. Ежегодно формируется туристский календарь событий, который размещается на сайте "Туризм и отдых в Пензенской области" welcome2penza.ru.
С целью повышения качества обслуживания в сфере туризма и достижения высокого уровня квалификации работников туристской сферы в 2013 году организована переподготовка работников туристской сферы по направлению "экскурсоведение" и "краеведение". Обучение прошли 20 экскурсоводов, которые после обучения работают на экскурсионных маршрутах. Подготовку специалистов в сфере туризма и гостеприимства в Пензенской области осуществляют шесть учебных заведений.
В 2014 году проведены маркетинговые исследования объектов туристской отрасли, расположенных в Пензенской области в непосредственной близости от федеральной автомобильной дороги Москва - Самара - Челябинск М5 "Урал". В результате установлено, что в 2012 - 2013 годах свою деятельность осуществляли до 25 средств размещения с количеством койко-мест более 500. Процент загрузки номерного фонда и койко-мест в 2012 году в среднем составил 68,5%, в 2013 году - 73%, что свидетельствует о положительной динамике на 4,5%. Наряду с этим, по прогнозам, в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году увеличится поток автомашин как легковых, так и грузовых (грузопоток примерно 135,3 млн. т. в год). Возникает острая необходимость обеспечения автопутешественников качественными современными услугами объектов придорожного сервиса. Несмотря на рост объектов придорожного сервиса в Пензенской области, не удается обеспечить предлагаемыми услугами всех потребителей данной отрасли. Интенсивное социально-экономическое развитие региона требует увеличения количества объектов придорожного сервиса. Поэтому на территории области ведется работа по созданию автотуристского кластера "Пензенский".
Разработка настоящей Стратегии обусловлена необходимостью определить новые приоритеты развития отдельных видов туризма в долгосрочной перспективе, обеспечить согласованность действий органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления и субъектов туристской индустрии, определить приоритетные механизмы консолидации ресурсов субъектов туристской индустрии для получения максимального социально-экономического эффекта.
Реализацию мероприятий Стратегии предполагается осуществлять в два этапа, соответствующим правилам бюджетного процесса и долгосрочного прогнозирования:
I этап - (2015 - 2018 гг.) соответствует периоду реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 (с последующими изменениями), и предполагает:
- создание на территории региона туристских кластеров;
- подготовку документации и прохождение необходимых конкурсных процедур, предусмотренных Положением о конкурсном отборе Инвестиционных проектов, для включения в перечень мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденным приказом Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации от 22.04.2013 № 120-пр/13 "Об утверждении положения о конкурсном отборе инвестиционных проектов для включения в состав мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)";
- поиск новых инвестиционных площадок и потенциальных инвесторов;
- реализацию инвестиционных проектов на территории Пензенской области;
- создание системы классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
- продвижение турпродукта Пензенской области на международных и российских туристских выставках, фестивалях и форумах, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также изготовление презентационной продукции.
II этап - (2019 - 2020 гг.) соответствует периоду проведения основных мероприятий, выполнения задач, содержащихся в основных стратегических документах Российской Федерации и Пензенской области, и предполагает:
- увеличение количества классифицированных объектов туристской индустрии;
- усовершенствование системы сбора и анализа статистической информации, характеризующей сферу туризма;
- увеличение количественных показателей, содержащихся в приложении к настоящей Стратегии;
- продвижение турпродукта Пензенской области на международных и российских туристских выставках, фестивалях и форумах, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также изготовление презентационной продукции.
Настоящая Стратегия закладывает основу для понимания перспективных задач, стоящих перед отраслью, и становится инструментом формирования планов работы исполнительных органов государственной власти Пензенской области и участников туристских организаций, ориентации предпринимательской инициативы граждан в сфере туризма.

2. Общемировые тенденции развития туризма

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа и приносит доход бюджету. Помимо значительной статьи дохода, туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения для мирового сообщества и рядовых граждан. Туристская деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства.
На сферу туризма приходится около 9% мирового валового национального продукта (далее - ВВП) (более 6 трлн. долл. США) и более 255 миллионов рабочих мест.
В Российской Федерации численность работников турфирм (тыс. человек):

2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
39,72
48,31
47,45
48,66
50,14

Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения (без внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) (тыс. человек):

2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
405,4
394,2
391,3
386,4
375,0

Поступления от международного туризма по всему миру в 2012 году достигли 1,075 млрд. долл. США по сравнению с 1,042 млрд. долл. США в 2011 году.
Основными факторами, способствующими ускоренному росту туризма как отрасли мировой экономики, являются следующие:
развитие международных отношений, упрощающих визовые режимы между отдельными странами;
глобализация экономических процессов и превращение туризма в обязательный атрибут большинства видов экономической деятельности;
рост расходов туристов, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в ряде стран;
повышение интереса населения к культурно-познавательному и природно-ориентированному туризму;
упрощение процедуры бронирования и приобретения туров и авиабилетов (в результате развития интернет-технологий).
В Российской Федерации инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц и прочих мест для временного проживания) составили (млн. руб.):

2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
17 904,5
20 668,7
41 223,7
27 632,7
15 418,4

Предполагается, что доля туризма и связанных с ним отраслей в общем объеме валового продукта Российской Федерации возрастет до 6 процентов, в общей занятости - до 5,9 процента, в общем объеме инвестиций - до 2,6 процента.
На международном туристском рынке увеличивается популярность Российской Федерации как туристской дестинации. На долю Российской Федерации в 2012 году приходилось 4,8 процента всего туристского потока в мире, а число международных прибытий в 2012 году на 12 процентов превысило аналогичный показатель 2011 года. По темпам роста международной популярности Российская Федерация обогнала Швейцарию, Норвегию, Австрию и другие европейские страны - традиционные центры въездного туризма.
В Российской Федерации объем платных туристских услуг составил в (млн. руб.):

2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
78227,6
99879,0
112829,4
121545,0
147996,0

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составил по годам (млн. руб.):

2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
105903,6
112855,4
1 25541,4
141011,8
162387,1

По данным Всемирной туристской организации при Организации Объединенных Наций, в Российской Федерации рост числа прибытий иностранных граждан в 2011 году составил 11,9 процента, в 2012 году - 13 процентов. При этом объем поступлений от туризма соответственно в 2011 году - 11,328 млрд. долл. США и в 2012 году - 10,759 млрд. долл. США.
В Российской Федерации численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, составила по годам (тыс. человек):

2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
24916,8
27166,7
29310,2
31798,4
32522,0

Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, составила по годам (тыс. человек):

2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
3055,4
3413,4
3865,9
4213,6
4443,3

Несмотря на рост международной популярности Российской Федерации, более 3/4 генерируемого отраслью объема ВВП обеспечивается внутренним туризмом, что соответствует международной практике. В частности, в 2012 году на долю внутренних путешествий пришлось 78,6 процента общих затрат туристов (1,8 трлн. рублей), на долю въездных путешествий - лишь 21,4 процента (497,6 млрд. рублей). Федеральной службой государственной статистики прогнозируется, что эта тенденция будет сохраняться и к 2022 году, вклад внутреннего туризма в объем ВВП, генерируемый отраслью, увеличится до 82,7 процента и превысит 4,9 трлн. рублей, в то время как международными путешественниками будет обеспечиваться лишь 17,3 процента, генерируемого отраслью ВВП (1,0 трлн. рублей).
Ориентация туристского продукта на активные виды туризма отражена в федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 (с последующими изменениями), согласно которой в Российской Федерации к 2016 году более чем на 1,5 млн. человек сократится туристский поток, ориентированный на пляжный отдых. К 2016 году должны сформироваться самостоятельные туристские потоки в сфере следующих видов туризма: делового (5 млн. человек), автомобильного (4,0 млн. человек), активного (2,5 млн. человек), экологического (1,6 млн. человек).
Интерпретация отдыха как смена вида деятельности обуславливает требование насыщенности отдыха разнообразными впечатлениями, рост спроса на так называемые "комплексные" туристские продукты, предлагающие физический и ментальный отдых в сжатые сроки, как правило, в аутентичной среде, в результате чего усилится тенденция к путешествиям в менее известные и малодоступные места (рост популярности экологического, сельского туризма, активных видов туризма).
Приволжский федеральный округ занимает 3-е место в Российской Федерации по объему внутреннего туризма - в год субъекты Российской Федерации, входящие в Приволжский федеральный округ, посещают 2,5 млн. человек, что составляет 10 процентов всего объема этого вида туризма в России. Опора на имеющиеся историко-культурные и национальные особенности, а также на наличие большого числа рекреационных зон, способствует привлечению в туристическую сферу инвесторов.
Развитие внутреннего туризма в Приволжском федеральном округе тормозят такие основные факторы, как изношенность туристской инфраструктуры, отсутствие современных гостиниц с большим номерным фондом, недостаток инвестиций, а также нехватка современных туристско-рекреационных объектов для удовлетворения возрастающих потребностей населения округа и его гостей.

3. Туристский потенциал и состояние туризма
в Пензенской области

Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.
Пензенская область расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине и занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности (Среднее Поволжье).
Граничит с Ульяновской, Саратовской, Тамбовской, Рязанской областями и Республикой Мордовия. Территория области с запада на восток составляет 330 км, с севера на юг - 204 км.
Население на 01.01.2015 составляет 1355618 человек. Плотность - 31,3 чел./кв. км. Административный центр - город Пенза (520 тысяч жителей).
Расстояние до Москвы - 618 км; до Санкт-Петербурга - 1363 км; Самары - 427 км; Екатеринбурга - 1357 км (по трассе).
Объем валового регионального продукта в 2013 году составил 270 млрд. 854 млн. рублей, или 104,6% к уровню 2012 года.
Регион находится на перекрестке оживленных транспортных коммуникаций. Железнодорожные линии связывают Пензу с центром и югом России, регионами Поволжья, Украиной, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. Через Пензенскую область проходят воздушные линии государственного значения. Регулярное авиасообщение налажено с рядом крупных городов: Москва, Нижний Новгород, Сочи, Симферополь, Казань, Самара. Через территорию региона проходят автотрассы М5 "Урал", межрегиональные трассы (Р158 "Саратов - Саранск - Нижний Новгород", Р208 "Пенза - Тамбов", "Пенза - Лунино - Саранск", "Никольск - Инза - Ульяновск"). Все районы области имеют надежное дорожное сообщение. Осуществляется программа строительства дорог ко всем населенным пунктам региона. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 136 км на 1000 кв. км территории или 96% дорог (по России - 31 км).
Проводимая с 2013 года деятельность по созданию туристских кластеров позволила выявить на территории региона ряд зон концентрации перспективных объектов туринтереса и сделать выводы о потенциале развития туристской кластеризации на территории Пензенской области.
Основными компонентами туристской кластеризации в области являются историко-культурные достопримечательности, природная среда и выгодное географическое положение на пересечении оживленных транспортных коммуникаций.
Богатое культурно-историческое наследие региона, развиваемая современная инфраструктура отдыха и досуга, выгодное географическое положение (в том числе для транзитного потока) делает Пензенскую область привлекательной для туристов. Реализуемые многоплановые мероприятия, проходящие как непосредственно в регионе, так и презентуемые за его пределами (в том числе продвижение туристских продуктов Пензенской области единой выставочной экспозицией на международных туристских выставках и ярмарках), также способствуют росту узнаваемости и привлекательности Пензы и Пензенской области. Об этом свидетельствуют положительные тенденции в сфере въездного туризма, наметившиеся в последние годы в регионе.
Историко-культурное наследие региона включает в себя ценнейшие мемориальные объекты, связанные с историческими событиями, с жизнью выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, литературы. В их числе: М.Ю. Лермонтов, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Куприн, А.Г. Малышкин; деятели искусства - В.Э. Мейерхольд, И.И. Мозжухин, К.А. Савицкий, А.В. Лентулов; ученые - В.О. Ключевский, Ф.И. Буслаев, П.Н. Яблочков; врачи - Н.Н. Бурденко, Н.Ф. Филатов, Г.А. Захарьин; государственные деятели - М.М. Сперанский, А.Б. Куракин, С.Ф. Голицын; ряд других известных исторических лиц.
Наиболее часто посещаемыми историко-культурными объектами области являются: Государственный музей-заповедник "Тарханы", Государственный Литературно-мемориальный музей А.Н. Радищева; Государственный музей-усадьба В.Г. Белинского, музей живой воды "Кувака", крупнейший в Европе парк скульптур "Легенда".
В целом на территории Пензенской области расположено 369 объектов культурного наследия, из них 46 федерального значения, 323 - регионального значения. В регионе действует около 1300 учреждений культуры и искусства, 200 церквей и 4 возрожденных монастыря.
Многие родники в Пензенской области отмечены особой Божией благодатью, и сюда стремятся паломники. Навесы часовен накрывают святые источники в селах Большой Вьяс, Старая Степановка, Ломовка Лунинского района и многих других. Целые благоустроенные комплексы созданы на родниках в с. Салолейка Нижнеломовского района, с. Соловцовка Пензенского района, с. Русская Норка Шемышейского района.
Пензенский регион является привлекательной территорией для внутренних туристов, а также гостей из иностранных государств. Ежегодно наблюдается устойчивый рост числа туристов из других регионов России и иностранных граждан, посещающих Пензенскую область и пользующихся услугами туристской инфраструктуры. В 2014 году количество иностранных туристов, въехавших на территорию Пензенской области, составило 4145 человек, что превышает значение показателя 2013 года в 1,7 раза. К 2016 г. по прогнозным данным, увеличение числа иностранных туристов, въезжающих на территорию Пензенской области, планируется до 5 тысяч.
Неуклонно растет количество предприятий туристской индустрии. По состоянию на 01 января 2015 г. на территории Пензенской области действовало 273 предприятия туристской индустрии, из них: гостиниц - 101, туристических баз - 33, санаториев - 12, туристских фирм (агентств) - 127.
Количественный рост средств размещения в регионе, повышение качества предоставляемых ими услуг обеспечиваются благодаря росту платежеспособного спроса. При этом экспертные оценки показывают, что качественный рост средств размещения значительно опережает их количественный рост. На территории региона отсутствуют коллективные средства размещения, прошедшие классификацию объектов туристской индустрии. Необходимо внедрить систему добровольной сертификации услуг объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.
Готовность персонала, занятого в сфере социально-культурного сервиса и туризма, предоставлять качественные услуги, соответствующие международным и российским стандартам, является минимальной. Предприятия туристской индустрии и индустрии гостеприимства г. Пензы и Пензенской области нуждаются в притоке молодых компетентных специалистов, а также переподготовке и повышении квалификации существующих специалистов с учетом требований рынка.
Система профессионального образования в сфере социально-культурного сервиса и туризма в Пензенской области представлена:
1) ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет" (кафедра "Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания");
2) ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет" (кафедра "Педагогика и психология");
3) ГАПОУ ПО "Пензенский многопрофильный колледж" (гуманитарное отделение) по специальности "Туризм".
Повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов туристской сферы осуществляют:
1) Пензенский филиал Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ФАОУ ДПО ГАСИС);
2) Учебный центр А.Ф. Конто (регулярно проводит курсы повышения квалификации на тему "Организация и управление туристским бизнесом в Пензе").
Однако в области отсутствует целостная система профессионального образования, обеспечивающая подготовку гидов-экскурсоводов, а также специалистов, владеющих профессиональными иностранными языками.
В сфере детского и юношеского туризма работают следующие учреждения:
- МБОУ ДОД "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Пенза";
- ГАОУ ДОД "Пензенская областная станция юных туристов".
Указанные учреждения, как правило, оказывают дополнительные образовательные услуги по туристско-краеведческому, военно-патриотическому, эколого-биологическому и физкультурно-оздоровительному направлениям учащимся общеобразовательных организаций г. Пензы и области.
В области функционируют 6 региональных туристских клубов, которые занимаются организацией и проведением соревнований, турпоходов, турслетов и прочих туристских мероприятий. В основном клубы работают в сфере детского и юношеского туризма. При этом их деятельность осуществляется разрозненно. Централизованной и целенаправленной подготовки специалистов по спортивному туризму (методистов, инструкторов), по состоянию на 01.01.2015, не ведется.
Сфера предприятий общественного питания в регионе характеризуется разнообразием предприятий и высоким уровнем их развития. В области развита сеть общественного питания, которую составляют более 1600 объектов общественного питания с количеством посадочных мест 83619 ед. У 20 коллективных средств размещения имеются предприятия общественного питания с 56 тыс. ед. посадочных мест.
Однако развитие внутреннего и въездного туризма в регионе сдерживают такие факторы, как:
1. Отсутствие единого центра управления проектами развития туристских кластеров в Пензенской области, наделенного необходимыми кадровыми, административными и финансовыми ресурсами.
2. Отсутствие механизма сбора, обработки и анализа статистических данных в сфере туризма в федеральном законодательстве, регулирующем вопросы развития туристской индустрии. Данная проблема частично решается исполнительным органом государственной власти Пензенской области, проводящим государственную политику в сфере туристской деятельности, путем проведения дополнительных исследований, в частности за счет организации ежеквартального сбора и обработки первичной информации, представляемой органами местного самоуправления региона. Однако возникает проблема полноты и достоверности представляемой статистической информации.
3. Отсутствие в Пензенском аэропорту международного терминала. Международный пропускной пункт эффективно повлияет на развитие авиасообщения между Пензенской областью и иностранными государствами.
4. Отказ страховых компаний в заключении договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
5. Дороговизна отдыха. Это касается высоких цен на проживание в гостиницах.

4. Стратегические цели и задачи
развития туризма в Пензенской области

Внутренний и въездной туризм рассматривается как источник финансовых доходов регионального и муниципальных бюджетов, средство повышения занятости и качества жизни и благосостояния населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды, воспитания патриотических чувств молодежи, мощный инструмент просвещения, нравственного и эстетического воспитания граждан, формирования гражданского общества. Важнейшей функцией туризма в регионе является повышение привлекательности территорий для жизни и развитие положительной региональной идентичности населения, а также позиционирования региона среди других территорий страны.
Туристская деятельность имеет значительный мультипликативный эффект с точки зрения создания спроса на продукцию смежных секторов экономики, обеспечения занятости населения, создания комфортных условий для проживания людей, а также формирования привлекательного имиджа территории. Прогнозируется, что инвестиции в создание туристской инфраструктуры Пензенской области позволят обеспечить поступление значительных средств в региональный бюджет. Развитие сферы туризма в Пензенской области будет способствовать повышению занятости населения, увеличению туристского потока, развитию традиционных видов хозяйствования, активизирует деятельность определенных секторов экономики (строительных организаций, производства сувениров, АПК, пищевой промышленности и др.). Достижение устойчивого роста въездного и внутреннего туризма в регион является одной из приоритетных задач в Пензенской области.
Чтобы соответствовать мировым трендам, международным стандартам и лучшим отечественным практикам, туристская индустрия области должна быть трансформирована в самодостаточную отрасль экономики.
Целью реализации Стратегии является формирование в Пензенской области современной конкурентоспособной туристской индустрии посредством максимально полного использования существующего туристского потенциала и снятия инфраструктурных ограничений для его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующего комплекса задач:
1) развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе создание туристских кластеров - взаимосвязанных предприятий туристской индустрии, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга при создании комплексного туристского продукта, сопутствующих видов деятельности (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений, образование и т.п.);
2) придать проектам, вошедшим в состав туристских кластеров, статус "приоритетных", с предоставлением им соответствующих льгот по налогам, возможности получения субсидирования процентной ставки по кредитам;
3) повышение качества и конкурентоспособности туристских услуг;
4) позиционирование и активное продвижение Пензенской области как региона, благоприятного для развития туризма, на международном и российском рынках туристских услуг;
5) поддержка и развитие ключевых видов внутреннего и въездного туризма, что позволит увеличить количественное значение индикаторов (показателей) развития туризма в регионе на более высокий уровень:
- объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, предоставленных туристам, до 1422,0 млн. руб.;
- площадь номерного фонда коллективных средств размещения до 60,0 тыс. кв. м;
- количество лиц, работающих в сфере туристской деятельности, до 2,7 тыс. чел.;
- численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, до 126,0 тыс. чел.;
- численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, до 4,8 тыс. чел.
Реализация Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, туристских операторов, туристских агентов, организаций и лиц, предоставляющих отдельные туристские услуги, образовательных организаций, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности и институтов гражданского общества путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования Пензенской области.
Реализация целей и задач Стратегии требует привлечения внимания граждан региона к вопросам развития внутреннего и въездного туризма, осознания профессиональным сообществом и гражданским обществом в целом важности и перспективности мероприятий Стратегии, проявления активной позиции населения в создании атмосферы гостеприимства в своем регионе и осуществления предпринимательской инициативы в сфере туристских услуг.

5. Приоритетные направления развития туризма
в Пензенской области

Приоритетным направлением для развития туризма в Пензенской области является создание туристских кластеров. Территориальный туристический кластер - это совокупность территориально локализованных туристических ресурсов, а также организаций различного профиля, взаимодействующих, конкурирующих и взаимодополняющих друг друга в сфере создания и реализации туристского продукта в определенных географических границах и использующих принципы государственно-частного партнерства (ГЧП).
Кластерный подход - сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В туристские кластеры должны войти: ресурсы (достопримечательности, охота, рыбалка, национальная культура, обычаи и т.п.), туристические агентства (фирмы, операторы), средства размещения туристов (гостиницы, санатории, турбазы, пансионаты и т.п.), предприятия питания, транспорта, торговли, проката и сервиса (в том числе придорожного).
Преимущества кластерного подхода в поддержке туризма:
- для туристов - все виды товаров и услуг компактно сосредоточены и доступны на ограниченной территории;
- для инвесторов - возможность объединения усилий и ресурсов для создания общей инфраструктуры;
- для государственных органов - упрощение механизмов правового регулирования и участия в финансировании.
Основным фактором развития кластеров является создание управляющей компании. На первом этапе ввиду высоких организационных рисков, связанных с созданием дополнительных институтов, функции управляющей компании может выполнять руководство ключевого базового объекта или орган государственной власти в сфере туризма. На втором этапе с учетом результатов работы кластера, а также в целях институционального оформления туристского кластера целесообразно создание единой управляющей компании или туристского консорциума в форме юридического лица.
Поскольку проекты в сфере туризма имеют межотраслевой характер на территории области создана межведомственная рабочая группа по формированию туристских кластеров Пензенской области. В работе группы принимают участие представители профильных органов исполнительной власти, администраций территорий, на которых планируется реализация проектов, представители турбизнеса. Цель создания рабочей группы - обеспечить подготовку документов, необходимых для участия в конкурсном отборе инвестиционных проектов для включения в состав мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 (с последующими изменениями), а также документов, необходимых для получения средств из федерального бюджета и бюджета Пензенской области.
С 2014 года в Пензенской области начата работа по реализации инвестиционного проекта "Автотуристский кластер "Пензенский". Период реализации проекта - 2014 - 2018 годы. Общая стоимость проекта определена в Сводном плане развития инвестиционного проекта "Автотуристский кластер "Пензенский". Форма реализации проекта - новое строительство. Все объекты кластера будут связаны внутренними коммуникациями, единой маркетинговой и рекламной политикой, включены в единые туристские маршруты, что позволит увеличить общий туристский поток и повысить доходность туристского бизнеса в пределах всего кластера. Подобная схема позволит повысить туристскую привлекательность региона, охватить практически все целевые аудитории, а также увеличить длительность пребывания туристов в Пензенской области.
В 2014 году инвестиционный проект "Автотуристский кластер "Пензенский", согласно приказу Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации от 21.07.2014 № 245-Пр-14, вошел в Реестр инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных Координационным советом в состав мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", набрав 59 баллов. Учитывая приоритетный характер проекта, вошедшего в состав мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", межведомственной рабочей группе по формированию туристских кластеров Пензенской области необходимо оказывать всестороннюю поддержку, принимая меры по стимулированию частных инвестиций в сферу туризма, предусмотренные инвестиционным законодательством.
Одним из приоритетных направлений в развитии регионального туризма является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта. Туристский продукт Пензенской области активно продвигается единой выставочной экспозицией на международных туристских выставках и ярмарках. Региональным представителям турбизнеса на безвозмездной основе предоставляется возможность участия в единой выставочной экспозиции Пензенской области на российских и международных выставках и ярмарках. В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информация о туристском потенциале Пензенской области представлена на сайте "Туризм и отдых в Пензенской области" (www.welcome2penza.ru). На сайте размещена интерактивная карта, которая поможет посетителю самостоятельно проложить туристический маршрут и выбрать туристические достопримечательности. Для формирования уникального образа Пензенской области разрабатывается и изготавливается презентационная продукция, издаются туристские каталоги и буклеты. Также проводятся различные событийные мероприятия, организуются рекламные туры для специалистов туристской сферы и средств массовой информации. В целях улучшения качества услуг в туристической сфере проводятся региональные конкурсы.
В Пензенской области сложились благоприятные условия для рекреации и развития различных видов туризма. При этом наиболее перспективными и развитыми видами туризма в регионе остаются:
- культурно-познавательный туризм;
- событийный туризм;
- рекреационный туризм;
- развлекательный туризм;
- сельский туризм;
- паломнический туризм.

6. Механизмы реализации мероприятий Стратегии

Координатором реализации Стратегии является Управление культуры и архива Пензенской области.
Механизм реализации Стратегии основан на скоординированных действиях исполнителей и участников мероприятий, направленных на реализацию целей, задач и перспектив, определенных Стратегией.
Достижение целей Стратегии осуществляется на основе добровольного участия заинтересованных юридических и физических лиц, открытости и взаимовыгодного сотрудничества, базирующегося на принципах государственно-частного партнерства.
В целях решения задач Стратегии привлекаются внебюджетные средства. Расходование средств бюджета Пензенской области осуществляется в установленном порядке в пределах сумм, ежегодно направляемых на развитие туризма в Пензенской области.
Основными механизмами реализации Стратегии являются:
- совершенствование регионального законодательства в области туризма с учетом современных требований туристического рынка Российской Федерации;
- совершенствование муниципальных актов, регулирующих земельные отношения, в частности условия выделения земельных участков отдельным категориям инвесторов;
- повышение уровня инвестиционной привлекательности Пензенской области;
- совершенствование механизма привлечения внешних ресурсов для развития туризма;
- содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ развития туризма, формировании календарей туристских событий и планов основных мероприятий в сфере туризма;
- некоммерческое рекламное продвижение регионального турпродукта Пензенской области с целью популяризации внутреннего и развития въездного туризма;
- внедрение современных стандартов обслуживания и стабильности качества услуг, предоставляемых в средствах размещения;
- мониторинг потребностей организаций туристского, гостиничного и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля;
- содействие в подготовке квалифицированных кадров в сфере туризма в соответствии с современными профессиональными стандартами;
- осуществление постоянного мониторинга регионального туристского рынка.
В последнее время, благодаря проведению активной политики развития туризма в Российской Федерации и вниманию к отрасли всех уровней власти, а также организации крупных международных спортивных и культурных мероприятий, состояние туристской инфраструктуры значительно изменилось в лучшую сторону.
В рамках данной Стратегии развитие туристской инфраструктуры и формирование доступной и комфортной туристской среды целесообразно осуществлять посредством кластерного подхода.
Целесообразность использования кластерного подхода на территории Пензенской области определена особенностями территориального развития туризма, сложившейся определенной туристской направленностью ряда территорий, необходимостью и возможностью формирования комплексного туристского продукта.

Основным фактором внедрения инвестиционных проектов туристских кластеров на первом этапе реализации Стратегии служит включение проектов Пензенской области в состав мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2015 - 2018 годы". На втором этапе, с учетом результатов работы кластеров, в целях продвижения кластерного продукта основным направлением является реализация основных стратегических документов, принимаемых в масштабах Российской Федерации и Пензенской области. При этом, учитывая недостаточную рентабельность отрасли, на первом этапе реализации Стратегии ключевую роль должны сыграть бюджетные инвестиции в базовые объекты. По факту, на территории большей части туристских кластеров базовыми объектами являются государственные организации, подведомственные профильным органам государственной власти Пензенской области. Дальнейшее развитие данных объектов с учетом кластерного подхода на начальном этапе реализации Стратегии позволит увеличить туристский поток, сделав отрасль привлекательной для частного бизнеса.
Реализация кластерного подхода в Пензенской области приведет к формированию туристских маршрутов.

7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Стратегия является основанием для выработки единой согласованной политики органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих структур, заинтересованных в создании на территории Пензенской области современного высокоэффективного конкурентоспособного туристского пространства.
В целом реализация Стратегии должна способствовать достижению целевых показателей, указанных в приложении к настоящей Стратегии.





Приложение
к Стратегии развития
внутреннего и въездного туризма
на территории Пензенской области
на период до 2020 года,
утвержденной распоряжением
Правительства Пензенской области
от 19 мая 2015 г. № 221-рП

ПЕРЕЧЕНЬ
целевых показателей

№ п/п
Наименование
целевого показателя
Единица измерения
Значения целевых показателей
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год

1
2
3
5
6
7
8
9
10
1.
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, предоставленных туристам
млн. руб.
1289,9
1314,0
1340,0
1367,0
1394,0
1422,0
2.
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения
тыс. кв. м.
56,6
57,2
57,8
58,4
59,2
60,0
3
Количество лиц, работающих в сфере туристской деятельности
тыс. чел.
2,2
2,3
2,4
2,5
2,6
2,7
4.
Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения
тыс. чел.
114,2
116,5
118,8
121,2
123,6
126,0
5.
Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения
тыс. чел.
4,3
4,4
4,5
4,6
4,7
4,8


------------------------------------------------------------------