Приказ Минобразования Пензенской обл. от 10.07.2015 N 261/01-07 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве образования Пензенской области"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 10 июля 2015 г. № 261/01-07
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 15.08.2014 № 571-пП "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями средств бюджета Пензенской области, главными администраторами доходов бюджета Пензенской области, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Пензенской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (с последующими изменениями), руководствуясь постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 № 485-пП "Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области" (с последующими изменениями), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве образования Пензенской области.
2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Врио первого заместителя Министра образования Пензенской области Г.И. Баткаеву.
Временно исполняющий
обязанности Министра
А.Г.ВОРОНКОВ
Утвержден
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 10 июля 2015 г. № 261/01-07
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) в Министерстве образования Пензенской области (далее - Министерство) устанавливает требования к формированию и утверждению планов внутреннего финансового контроля, отражению, учету и хранению информации о результатах внутреннего финансового контроля, порядку составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля, подготовке заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Пензенской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, срокам направления и исполнения запросов при проведении аудиторских проверок, составлению, утверждению и ведению годового плана внутреннего финансового аудита, установлению предельных сроков проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления, форме акта аудиторской проверки, порядку направления и срокам его рассмотрения объектом аудита, порядку составления и представления годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита:
- в структурных подразделениях Министерства, организующих и выполняющих внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры) и наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- в организациях, подведомственных Министерству.
2. Формирование и утверждение планов внутреннего
финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами структурных подразделений Министерства в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур согласно Плану внутреннего финансового контроля (далее - План контроля).
2.2. Планирование внутреннего финансового контроля заключается в формировании руководителем подразделения Министерства, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур Плана контроля на соответствующий финансовый год, составляемого по форме, согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
2.3. В Плане контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля (внутренней бюджетной процедуре) указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операций, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах и способах проведения контрольных действий, а также периодичности контрольных действий.
2.4. Утверждение Плана контроля осуществляется в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего планируемому. Впервые План контроля утверждается не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения настоящего Порядка.
2.5. Изменение Плана контроля осуществляется в течение 10 рабочих дней:
- со дня мотивированного обращения руководителя соответствующего структурного подразделения Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, в форме служебной записки на имя Министра образования Пензенской области (далее - Министр).
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур (составляющих их операций).
Утверждение и изменение Плана контроля осуществляется приказом Министерства.
3. Отражение, учет и хранение информации о результатах
внутреннего финансового контроля
3.1. Руководитель структурного подразделения Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, обеспечивает в возглавляемом им структурном подразделении осуществление учета и хранения информации о результатах внутреннего финансового контроля посредством формирования, ведения и обособленного хранения Журнала внутреннего финансового контроля, составляемого по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку. Информация о результатах внутреннего финансового контроля вносится в Журнал внутреннего финансового контроля структурным подразделением Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, в течение 3 рабочих дней со дня окончания контрольного действия.
3.2. В Журнал внутреннего финансового контроля вносятся следующие данные:
- дата выполнения внутренней бюджетной процедуры;
- предмет внутреннего финансового контроля (внутренняя бюджетная процедура);
- данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
- данные о должностном лице, осуществляющем контрольные действия;
- выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур;
- сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков;
- сведения о предлагаемых мерах по устранению нарушений и (или) недостатков;
- отметка об устранении нарушений и (или) недостатков.
3.3. Журнал внутреннего финансового контроля составляется и ведется с учетом Плана контроля, утвержденного на текущий финансовый год, должностными лицами Министерства, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур в соответствии со своими должностными регламентами.
3.4. Журналы внутреннего финансового контроля хранятся в Министерстве в течение трех лет.
4. Порядок составления отчетности о результатах внутреннего
финансового контроля
4.1. На основе данных Журналов внутреннего финансового контроля структурным подразделением Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, составляется отчет о результатах внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.
4.2. Информация о результатах внутреннего финансового контроля ежеквартально представляется Министру руководителем структурного подразделения Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, в виде служебной записки, включающей информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации указанная информация представляется незамедлительно.
4.3. По итогам рассмотрения информации о результатах внутреннего финансового контроля Министром принимаются решения:
- о необходимости устранения выявленных недостатков и (или) нарушений в установленный в решении срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- об отсутствии оснований для применения мер, указанных в предыдущем подпункте настоящего пункта;
- о внесении изменений в План контроля;
- о необходимости направления материалов в правоохранительные и (или) иные уполномоченные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства.
5. Порядок подготовки заключений по вопросам обоснованности
и полноты документов Министерства, направляемых в
Министерство финансов Пензенской области в целях составления
и рассмотрения проекта бюджета
5.1. Структурное подразделение Министерства, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита), осуществляет подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Пензенской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета (далее - Заключение).
Заключение подготавливается по результатам проверки представленных структурными подразделениями Министерства предложений с обоснованиями в целях составления и рассмотрения проекта бюджета в части расходов, главным распорядителем которых является Министерство.
Проверка проводится в течение трех рабочих дней с момента предоставления документов. По результатам проверки подготавливается Заключение, которое должно содержать выводы:
- об обоснованности и полноте документов, предоставляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета;
- о соответствии или несоответствии документов, предоставляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, действующему законодательству.
В случае необоснованности, неполноты или несоответствия предоставленных документов действующему законодательству документ возвращается на доработку в структурное подразделение Министерства.
6. Сроки направления и исполнения запросов при проведении
аудиторской проверки
6.1. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеет право:
- на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме, адресованного объекту аудита, экспертам и (или) третьим лицам по вопросам, связанным с осуществлением внутреннего финансового аудита, запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов и (или) третьих лиц.
Мотивированный запрос направляется субъектом внутреннего финансового аудита любым доступным способом в течение трех рабочих дней со дня выявления оснований для его направления. Объектом контроля осуществляется исполнение запроса в трехдневный срок со дня получения запроса.
7. Порядок составления, утверждения и ведения годового плана
внутреннего финансового аудита
7.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
7.2. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План аудита), составляемым по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.
7.3. План аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане аудита указываются тема аудиторской проверки и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
7.4. Субъект внутреннего финансового аудита составляет проект Плана аудита на очередной финансовый год и в срок до 15 декабря текущего финансового года вносит его на рассмотрение Министру. В срок до 25 декабря текущего финансового года осуществляется рассмотрение проекта Плана аудита Министром и, в случае необходимости, его доработка субъектом внутреннего финансового аудита.
План аудита утверждается приказом Министерства в срок до 30 декабря текущего финансового года. Впервые План аудита утверждается не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения настоящего Порядка.
Изменение Плана аудита осуществляется по мотивированному письменному обращению субъекта внутреннего финансового аудита, направляемому Министру с приложением проекта приказа Министерства о внесении изменений в План аудита.
Изменение Плана аудита осуществляется посредством принятия приказа Министерства о внесении изменений в План аудита.
7.5. Принятие решения на проведение внеплановой аудиторской проверки осуществляется Министром на основании поступившей информации о нарушениях, а также в рамках контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внутреннего финансового аудита.
8. Предельные сроки проведения аудиторских проверок,
основания для их приостановления и продления
8.1. Предельный срок проведения плановой и внеплановой аудиторской проверки определяется индивидуально исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур, специфики деятельности объекта аудита и объема финансирования, но не может превышать 55 рабочих дней.
Срок аудиторской проверки продлевается при наличии объективных причин:
- в случае необходимости получения у экспертов, третьих лиц, документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также в связи с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Аудиторская проверка продлевается на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита не более чем на 30 рабочих дней. Аудиторская проверка может быть приостановлена:
- при отсутствии бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита - на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- в случае непредставления объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представления неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
Предельный срок, на который может быть приостановлена аудиторская проверка, не должен превышать 30 рабочих дней.
На время приостановления аудиторской проверки в течение ее срока прерывается и не засчитывается в срок ее проведения.
Приостановление, возобновление, продление аудиторской проверки осуществляется в соответствии с приказами Министерства.
9. Форма акта аудиторской проверки, порядок направления и
сроки его рассмотрения
9.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который составляется в течение 10 дней с момента окончания срока аудиторской проверки, в 2-х экземплярах по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.
Акт аудиторской проверки подписывается должностным лицом, осуществлявшим аудиторскую проверку, и вручается руководителю проверяемого объекта аудита в течение 3-х рабочих дней с момента его подписания. О получении акта аудиторской проверки руководитель проверяемого объекта делает запись в экземпляре акта аудиторской проверки, который остается у должностного лица, проводившего аудиторскую проверку.
Объект аудита знакомится с актом аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней со дня его получения, подписывает его и возвращает должностному лицу, осуществлявшему аудиторскую проверку.
Объект аудита вправе представить письменное возражение по акту аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки.
В случае непредставления по истечении 5 рабочих дней со дня вручения или получения объектом контроля акта аудиторской проверки, акт аудиторской проверки считается подписанным без возражений.
9.2. На основании акта аудиторской проверки в течение 20 рабочих дней со дня его вручения составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в План контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
9.3. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется Министру в срок 10 рабочих дней со дня его составления.
По результатам рассмотрения указанного отчета Министр принимает решение:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в правоохранительные и иные уполномоченные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства.
10. Порядок составления и представления годовой отчетности
о результатах внутреннего финансового аудита
10.1. Структурное подразделение Министерства, осуществляющее проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивает составление годового отчета о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита.
Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства.
Годовой отчет о результатах внутреннего финансового аудита подписывается руководителем структурного подразделения Министерства и утверждается Министром в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.
10.2. Руководитель структурного подразделения Министерства, осуществляющего проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивает учет и хранение данных отчетов о результатах внутреннего финансового аудита.
Приложение № 1
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
Утвержден
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 10 июля 2015 г. № 261/01-07
План
внутреннего финансового контроля
________________________________________________________
(наименование структурного подразделения (отдела)
Министерства образования Пензенской области)
на ________ год
№ п/п
Предмет внутреннего финансового контроля (внутренняя бюджетная процедура)
Должностное лицо, ответственное за выполнение операций (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры)
Периодичность выполнения операций
Должностное лицо, осуществляющее контрольные действия
Метод проведения контрольных действий
Способ проведения контрольных действий
Периодичность контрольных действий
Должность и ФИО руководителя соответствующего структурного подразделения (отдела) _______ Подпись
Приложение № 2
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
Журнал
внутреннего финансового контроля
I. _______________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)
Дата
Предмет внутреннего финансового контроля (внутренняя бюджетная процедура)
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры)
Должностное лицо, осуществляющее контрольные действия
Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур
Сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков
Сведения о предлагаемых мерах по их устранению
Отметка об устранении
II. ______________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)
Дата
Предмет внутреннего финансового контроля (внутренняя бюджетная процедура)
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры)
Должностное лицо, осуществляющее контрольные действия
Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур
Сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков
Сведения о предлагаемых мерах по их устранению
Отметка об устранении
Должность и ФИО руководителя соответствующего структурного подразделения (отдела) _________ Подпись
Приложение № 3
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
Отчет
о результатах внутреннего финансового контроля
__________________________________________________________
(наименование структурного подразделения (отдела)
Министерства образования Пензенской области)
№ п/п
Метод внутреннего финансового контроля
Количество совершенных контрольных действий
Количество выявленных нарушений или недостатков
Количество предложенных мер по устранению нарушений или недостатков
Количество принятых к исполнению мер
Количество материалов, направленных в правоохранительные и (или) иные уполномоченные органы
1
Самоконтроль
2
Контроль по уровню подчиненности
3
Контроль по уровню подведомственности
Должность и ФИО руководителя соответствующего структурного подразделения (отдела) _______ Подпись
Приложение № 4
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
Утвержден
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 10 июля 2015 г. № 261/01-07
План
внутреннего финансового аудита на _____ год
№ п/п
Объект аудита
Срок проведения аудиторской проверки
Тема аудиторской проверки
Ответственные исполнители
Должность и ФИО руководителя соответствующего структурного подразделения (отдела) _______ Подпись
Приложение № 5
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
АКТ № ______
по результатам аудиторской проверки
___________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки)
___________________________________________________________________________
(проверяемый период)
___________________________ _____________________
(место составления Акта) (дата)
Во исполнение _________________________________________________________
(реквизиты решения о назначении аудиторской проверки, № пункта плана)
в соответствии с Программой _______________________________________________
(реквизиты Программы аудиторской проверки)
группой в составе:
Фамилия, инициалы руководителя группы аудита (руководитель аудиторской
группы) - должность руководителя аудиторской группы,
(в творительном падеже)
Фамилия, инициалы участника аудиторской группы - должность участника
аудиторской группы,
(в творительном падеже)
и т.д. -
проведена аудиторская проверка
___________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки)
___________________________________________________________________________
(проверяемый период)
Вид аудиторской проверки: _________________________________________________
Срок проведения аудиторской проверки: _____________________________________
Методы проведения аудиторской проверки: ___________________________________
___________________________________________________________________________
Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
1. ________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
...
Краткая информация об объектах аудита.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Проверка проведена в присутствии
___________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. руководителя объекта аудита (иных уполномоченных лиц))
(заполняется в случае осуществления проверки по месту нахождения объекта
аудита)
В ходе проведения аудиторской проверки установлено следующее.
По вопросу № 1 ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
По вопросу № 2 ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
...
Краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе
исследуемых вопросов со ссылкой на прилагаемые к Акту документы.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Должность руководителя
аудиторской группы
(ответственного работника)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
дата
Участники аудиторской группы:
Должность участника
аудиторской группы
(ответственного работника)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
дата
...
Один экземпляр Акта получен для ознакомления:
Должность руководителя
объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
дата
"Ознакомлен(а)"
Должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
Один экземпляр Акта получен:
Должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
От подписи настоящего Акта (получения экземпляра Акта)
________________________________________________________________ отказался.
(должность руководителя объекта аудита (иного уполномоченного лица))
Должность руководителя
(руководитель аудиторской группы)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
дата
Примечание: Акт составляется руководителем аудиторской группы на основании
справок, составленных участниками аудиторской группы.
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 10 июля 2015 г. № 261/01-07
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 15.08.2014 № 571-пП "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями средств бюджета Пензенской области, главными администраторами доходов бюджета Пензенской области, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Пензенской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (с последующими изменениями), руководствуясь постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 № 485-пП "Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области" (с последующими изменениями), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве образования Пензенской области.
2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Врио первого заместителя Министра образования Пензенской области Г.И. Баткаеву.
Временно исполняющий
обязанности Министра
А.Г.ВОРОНКОВ
Утвержден
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 10 июля 2015 г. № 261/01-07
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) в Министерстве образования Пензенской области (далее - Министерство) устанавливает требования к формированию и утверждению планов внутреннего финансового контроля, отражению, учету и хранению информации о результатах внутреннего финансового контроля, порядку составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля, подготовке заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Пензенской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, срокам направления и исполнения запросов при проведении аудиторских проверок, составлению, утверждению и ведению годового плана внутреннего финансового аудита, установлению предельных сроков проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления, форме акта аудиторской проверки, порядку направления и срокам его рассмотрения объектом аудита, порядку составления и представления годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита:
- в структурных подразделениях Министерства, организующих и выполняющих внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры) и наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- в организациях, подведомственных Министерству.
2. Формирование и утверждение планов внутреннего
финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами структурных подразделений Министерства в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур согласно Плану внутреннего финансового контроля (далее - План контроля).
2.2. Планирование внутреннего финансового контроля заключается в формировании руководителем подразделения Министерства, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур Плана контроля на соответствующий финансовый год, составляемого по форме, согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
2.3. В Плане контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля (внутренней бюджетной процедуре) указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операций, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах и способах проведения контрольных действий, а также периодичности контрольных действий.
2.4. Утверждение Плана контроля осуществляется в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего планируемому. Впервые План контроля утверждается не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения настоящего Порядка.
2.5. Изменение Плана контроля осуществляется в течение 10 рабочих дней:
- со дня мотивированного обращения руководителя соответствующего структурного подразделения Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, в форме служебной записки на имя Министра образования Пензенской области (далее - Министр).
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур (составляющих их операций).
Утверждение и изменение Плана контроля осуществляется приказом Министерства.
3. Отражение, учет и хранение информации о результатах
внутреннего финансового контроля
3.1. Руководитель структурного подразделения Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, обеспечивает в возглавляемом им структурном подразделении осуществление учета и хранения информации о результатах внутреннего финансового контроля посредством формирования, ведения и обособленного хранения Журнала внутреннего финансового контроля, составляемого по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку. Информация о результатах внутреннего финансового контроля вносится в Журнал внутреннего финансового контроля структурным подразделением Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, в течение 3 рабочих дней со дня окончания контрольного действия.
3.2. В Журнал внутреннего финансового контроля вносятся следующие данные:
- дата выполнения внутренней бюджетной процедуры;
- предмет внутреннего финансового контроля (внутренняя бюджетная процедура);
- данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
- данные о должностном лице, осуществляющем контрольные действия;
- выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур;
- сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков;
- сведения о предлагаемых мерах по устранению нарушений и (или) недостатков;
- отметка об устранении нарушений и (или) недостатков.
3.3. Журнал внутреннего финансового контроля составляется и ведется с учетом Плана контроля, утвержденного на текущий финансовый год, должностными лицами Министерства, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур в соответствии со своими должностными регламентами.
3.4. Журналы внутреннего финансового контроля хранятся в Министерстве в течение трех лет.
4. Порядок составления отчетности о результатах внутреннего
финансового контроля
4.1. На основе данных Журналов внутреннего финансового контроля структурным подразделением Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, составляется отчет о результатах внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.
4.2. Информация о результатах внутреннего финансового контроля ежеквартально представляется Министру руководителем структурного подразделения Министерства, организующего и выполняющего внутренние бюджетные процедуры, в виде служебной записки, включающей информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации указанная информация представляется незамедлительно.
4.3. По итогам рассмотрения информации о результатах внутреннего финансового контроля Министром принимаются решения:
- о необходимости устранения выявленных недостатков и (или) нарушений в установленный в решении срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- об отсутствии оснований для применения мер, указанных в предыдущем подпункте настоящего пункта;
- о внесении изменений в План контроля;
- о необходимости направления материалов в правоохранительные и (или) иные уполномоченные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства.
5. Порядок подготовки заключений по вопросам обоснованности
и полноты документов Министерства, направляемых в
Министерство финансов Пензенской области в целях составления
и рассмотрения проекта бюджета
5.1. Структурное подразделение Министерства, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита), осуществляет подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Пензенской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета (далее - Заключение).
Заключение подготавливается по результатам проверки представленных структурными подразделениями Министерства предложений с обоснованиями в целях составления и рассмотрения проекта бюджета в части расходов, главным распорядителем которых является Министерство.
Проверка проводится в течение трех рабочих дней с момента предоставления документов. По результатам проверки подготавливается Заключение, которое должно содержать выводы:
- об обоснованности и полноте документов, предоставляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета;
- о соответствии или несоответствии документов, предоставляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, действующему законодательству.
В случае необоснованности, неполноты или несоответствия предоставленных документов действующему законодательству документ возвращается на доработку в структурное подразделение Министерства.
6. Сроки направления и исполнения запросов при проведении
аудиторской проверки
6.1. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеет право:
- на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме, адресованного объекту аудита, экспертам и (или) третьим лицам по вопросам, связанным с осуществлением внутреннего финансового аудита, запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов и (или) третьих лиц.
Мотивированный запрос направляется субъектом внутреннего финансового аудита любым доступным способом в течение трех рабочих дней со дня выявления оснований для его направления. Объектом контроля осуществляется исполнение запроса в трехдневный срок со дня получения запроса.
7. Порядок составления, утверждения и ведения годового плана
внутреннего финансового аудита
7.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
7.2. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План аудита), составляемым по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.
7.3. План аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане аудита указываются тема аудиторской проверки и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
7.4. Субъект внутреннего финансового аудита составляет проект Плана аудита на очередной финансовый год и в срок до 15 декабря текущего финансового года вносит его на рассмотрение Министру. В срок до 25 декабря текущего финансового года осуществляется рассмотрение проекта Плана аудита Министром и, в случае необходимости, его доработка субъектом внутреннего финансового аудита.
План аудита утверждается приказом Министерства в срок до 30 декабря текущего финансового года. Впервые План аудита утверждается не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения настоящего Порядка.
Изменение Плана аудита осуществляется по мотивированному письменному обращению субъекта внутреннего финансового аудита, направляемому Министру с приложением проекта приказа Министерства о внесении изменений в План аудита.
Изменение Плана аудита осуществляется посредством принятия приказа Министерства о внесении изменений в План аудита.
7.5. Принятие решения на проведение внеплановой аудиторской проверки осуществляется Министром на основании поступившей информации о нарушениях, а также в рамках контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внутреннего финансового аудита.
8. Предельные сроки проведения аудиторских проверок,
основания для их приостановления и продления
8.1. Предельный срок проведения плановой и внеплановой аудиторской проверки определяется индивидуально исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур, специфики деятельности объекта аудита и объема финансирования, но не может превышать 55 рабочих дней.
Срок аудиторской проверки продлевается при наличии объективных причин:
- в случае необходимости получения у экспертов, третьих лиц, документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также в связи с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Аудиторская проверка продлевается на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита не более чем на 30 рабочих дней. Аудиторская проверка может быть приостановлена:
- при отсутствии бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита - на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- в случае непредставления объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представления неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
Предельный срок, на который может быть приостановлена аудиторская проверка, не должен превышать 30 рабочих дней.
На время приостановления аудиторской проверки в течение ее срока прерывается и не засчитывается в срок ее проведения.
Приостановление, возобновление, продление аудиторской проверки осуществляется в соответствии с приказами Министерства.
9. Форма акта аудиторской проверки, порядок направления и
сроки его рассмотрения
9.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который составляется в течение 10 дней с момента окончания срока аудиторской проверки, в 2-х экземплярах по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.
Акт аудиторской проверки подписывается должностным лицом, осуществлявшим аудиторскую проверку, и вручается руководителю проверяемого объекта аудита в течение 3-х рабочих дней с момента его подписания. О получении акта аудиторской проверки руководитель проверяемого объекта делает запись в экземпляре акта аудиторской проверки, который остается у должностного лица, проводившего аудиторскую проверку.
Объект аудита знакомится с актом аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней со дня его получения, подписывает его и возвращает должностному лицу, осуществлявшему аудиторскую проверку.
Объект аудита вправе представить письменное возражение по акту аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки.
В случае непредставления по истечении 5 рабочих дней со дня вручения или получения объектом контроля акта аудиторской проверки, акт аудиторской проверки считается подписанным без возражений.
9.2. На основании акта аудиторской проверки в течение 20 рабочих дней со дня его вручения составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в План контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
9.3. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется Министру в срок 10 рабочих дней со дня его составления.
По результатам рассмотрения указанного отчета Министр принимает решение:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в правоохранительные и иные уполномоченные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства.
10. Порядок составления и представления годовой отчетности
о результатах внутреннего финансового аудита
10.1. Структурное подразделение Министерства, осуществляющее проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивает составление годового отчета о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита.
Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства.
Годовой отчет о результатах внутреннего финансового аудита подписывается руководителем структурного подразделения Министерства и утверждается Министром в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.
10.2. Руководитель структурного подразделения Министерства, осуществляющего проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивает учет и хранение данных отчетов о результатах внутреннего финансового аудита.
Приложение № 1
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
Утвержден
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 10 июля 2015 г. № 261/01-07
План
внутреннего финансового контроля
________________________________________________________
(наименование структурного подразделения (отдела)
Министерства образования Пензенской области)
на ________ год
№ п/п
Предмет внутреннего финансового контроля (внутренняя бюджетная процедура)
Должностное лицо, ответственное за выполнение операций (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры)
Периодичность выполнения операций
Должностное лицо, осуществляющее контрольные действия
Метод проведения контрольных действий
Способ проведения контрольных действий
Периодичность контрольных действий
Должность и ФИО руководителя соответствующего структурного подразделения (отдела) _______ Подпись
Приложение № 2
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
Журнал
внутреннего финансового контроля
I. _______________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)
Дата
Предмет внутреннего финансового контроля (внутренняя бюджетная процедура)
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры)
Должностное лицо, осуществляющее контрольные действия
Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур
Сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков
Сведения о предлагаемых мерах по их устранению
Отметка об устранении
II. ______________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)
Дата
Предмет внутреннего финансового контроля (внутренняя бюджетная процедура)
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры)
Должностное лицо, осуществляющее контрольные действия
Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур
Сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков
Сведения о предлагаемых мерах по их устранению
Отметка об устранении
Должность и ФИО руководителя соответствующего структурного подразделения (отдела) _________ Подпись
Приложение № 3
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
Отчет
о результатах внутреннего финансового контроля
__________________________________________________________
(наименование структурного подразделения (отдела)
Министерства образования Пензенской области)
№ п/п
Метод внутреннего финансового контроля
Количество совершенных контрольных действий
Количество выявленных нарушений или недостатков
Количество предложенных мер по устранению нарушений или недостатков
Количество принятых к исполнению мер
Количество материалов, направленных в правоохранительные и (или) иные уполномоченные органы
1
Самоконтроль
2
Контроль по уровню подчиненности
3
Контроль по уровню подведомственности
Должность и ФИО руководителя соответствующего структурного подразделения (отдела) _______ Подпись
Приложение № 4
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
Утвержден
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 10 июля 2015 г. № 261/01-07
План
внутреннего финансового аудита на _____ год
№ п/п
Объект аудита
Срок проведения аудиторской проверки
Тема аудиторской проверки
Ответственные исполнители
Должность и ФИО руководителя соответствующего структурного подразделения (отдела) _______ Подпись
Приложение № 5
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
в Министерстве образования
Пензенской области
АКТ № ______
по результатам аудиторской проверки
___________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки)
___________________________________________________________________________
(проверяемый период)
___________________________ _____________________
(место составления Акта) (дата)
Во исполнение _________________________________________________________
(реквизиты решения о назначении аудиторской проверки, № пункта плана)
в соответствии с Программой _______________________________________________
(реквизиты Программы аудиторской проверки)
группой в составе:
Фамилия, инициалы руководителя группы аудита (руководитель аудиторской
группы) - должность руководителя аудиторской группы,
(в творительном падеже)
Фамилия, инициалы участника аудиторской группы - должность участника
аудиторской группы,
(в творительном падеже)
и т.д. -
проведена аудиторская проверка
___________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки)
___________________________________________________________________________
(проверяемый период)
Вид аудиторской проверки: _________________________________________________
Срок проведения аудиторской проверки: _____________________________________
Методы проведения аудиторской проверки: ___________________________________
___________________________________________________________________________
Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
1. ________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
...
Краткая информация об объектах аудита.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Проверка проведена в присутствии
___________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. руководителя объекта аудита (иных уполномоченных лиц))
(заполняется в случае осуществления проверки по месту нахождения объекта
аудита)
В ходе проведения аудиторской проверки установлено следующее.
По вопросу № 1 ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
По вопросу № 2 ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
...
Краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе
исследуемых вопросов со ссылкой на прилагаемые к Акту документы.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Должность руководителя
аудиторской группы
(ответственного работника)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
дата
Участники аудиторской группы:
Должность участника
аудиторской группы
(ответственного работника)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
дата
...
Один экземпляр Акта получен для ознакомления:
Должность руководителя
объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
дата
"Ознакомлен(а)"
Должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
Один экземпляр Акта получен:
Должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
От подписи настоящего Акта (получения экземпляра Акта)
________________________________________________________________ отказался.
(должность руководителя объекта аудита (иного уполномоченного лица))
Должность руководителя
(руководитель аудиторской группы)
___________________________ __________________ __________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
дата
Примечание: Акт составляется руководителем аудиторской группы на основании
справок, составленных участниками аудиторской группы.
------------------------------------------------------------------