Решение Наровчатского районного суда Пензенской области от 21.08.2015 по делу N 2-370/2015 <О признании недействующим пункта 35 Приложения N 1, утвержденного решением Собрания представителей Наровчатского района Пензенской обл. от 23.12.2014 N 338-33/3 "О внесении изменений в решение Собрания представителей Наровчатского района Пензенской области от 25.12.2009 N 392-39/2", в части установления значения коэффициента дифференциации по виду деятельности арендатора земельного участка из категории земель населенных пунктов сотовая связь>



НАРОВЧАТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2015 г. по делу № 2-370/2015

Наровчатский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мещерина А.В.,
при секретаре судебного заседания Калининой Т.В.,
с участием заместителя прокурора Наровчатского района Карташовой Т.Е.,
представителя заявителя М., представившей доверенность от 16 июля 2015 года,
представителя Собрания представителей Наровчатского района и администрации Наровчатского района У., представившего доверенности от 20 и 21 августа 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Наровчат гражданское дело по заявлению ООО "Т2 Мобайл" об оспаривании п. 35 Приложения № 1 к решению № 338-33/3 от 23.12.2014 Собрания представителей Наровчатского района Пензенской области "О внесении изменений в решение Собрания представителей Наровчатского района Пензенской области от 25.12.2009 № 392-39/2",

установил:

ООО "Т2 Мобайл" обратилось в суд с заявлением, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО "Нижегородская сотовая связь", правопреемником которого является ООО "Т2 Мобайл", и администрацией Наровчатского района Пензенской области был заключен договор аренды земельных участков для размещения оборудования базовых станций сотовой связи, в соответствии с п. 3.4. которого размер арендной платы изменяется не чаще одного раза в год, при изменении кадастровой стоимости участка, ставки земельного налога, коэффициента дифференциации вида деятельности арендатора. Следуя своему праву изменения арендной платы в сторону увеличения, администрация Наровчатского района направила в адрес заявителя дополнительные соглашения от 12.01.2015, в соответствии с которыми вносились изменения в арендную плату. Как следует из дополнительного соглашения, увеличение арендной платы вызвано изменением коэффициента дифференциации вида деятельности арендатора, который составил "100". Изменение данного коэффициента было осуществлено решением Собрания представителей Наровчатского района от 23.12.2014 № 338-33/3 "О внесении изменений в решение Собрания представителей Наровчатского района Пензенской области от 25.12.2009 № 392-39/2 "Об утверждении коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов земельных участков". Считая, что Собрание представителей Наровчатского района изменило коэффициент дифференциации по виду деятельности арендаторов земельных участков, занятых под сотовую связь, произвольно, без экономического обоснования, в нарушение абзаца 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, просит признать недействующим с даты вступления в силу пункт 35 Приложения № 1 к решению № 338-33/3 от 23.12.2014 Собрания представителей Наровчатского района Пензенской области "О внесении изменений в решение Собрания представителей Наровчатского района Пензенской области от 25.12.2009 № 392-39/2 "Об утверждении коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов земельных участков", в части установления коэффициента, определяющего по виду разрешенного использования земельных участков, под сотовую связь.
В судебном заседании представитель ООО "Т2 Мобайл" М. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, обосновав свою позицию изложенными в заявлении обстоятельствами.
Представитель Собрания представителей и администрации Наровчатского района У. с заявленными требованиями согласился, пояснив, что оспариваемое положение в части установления коэффициента дифференциации по виду деятельности сотовая связь "100" было принято на основании проведенного анализа аналогичных коэффициентов, принятых в других муниципальных образованиях Пензенской области. Какого-либо иного экономического обоснования при определении данного коэффициента не было. Также пояснил, что в настоящее время разработан и находится на антикоррупционной экспертизе проект решения Собрания представителей Наровчатского района о внесении изменений в решение Собрания представителей от 25.12.2009 № 392-39/2 "Об утверждении коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов земельных участков" в части установления коэффициента, определяющего по виду разрешенного использования земельных участков, под сотовую связь в размере 35, который будет рассмотрен на очередной сессии Собрания представителей 25 августа 2015 года.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение заместителя прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из текста оспариваемого решения Собрания представителей Наровчатского района № 338-33/3 от 23.12.2014, данное решение принято в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 4 декабря 2009 г. № 940-пП "Об утверждении Порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно п. 2.1.1 указанного Порядка, размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по формуле, включающей в себя коэффициент дифференциации вида деятельности арендатора, который в соответствии с п. 1.4 Порядка устанавливается актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области.
Статьей 39.7 Земельного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, также предусматривалось, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Одним из принципов, исходя из которых определяется арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 постановления Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.
Таким образом, соблюдение при принятии оспариваемого решения принципа экономической обоснованности при установлении коэффициента дифференциации вида деятельности арендатора, применяемого при определении размера арендной платы, возлагается на Собрание представителей <адрес>, принявшее оспариваемое решение.
Вместе с тем, представителем Собрания представителей <адрес> суду экономическое обоснование, расчеты, оценки или анализ, на основании которых определялся коэффициент дифференциации вида деятельности арендатора сотовая связь, не представлено.
Таким образом, установление Собранием представителей Наровчатского района коэффициента дифференциации по виду деятельности сотовая связь в размере "100" не может быть признано экономически обоснованным, а значит противоречит нормам Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем понесенные заявителем судебные расходы в виде средств по оплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

решил:

Признать недействующим со дня его принятия пункт 35 Приложения № 1, утвержденного решением Собрания представителей Наровчатского района Пензенской области от 23.12.2014 № 338-33/3 "О внесении изменений в решение Собрания представителей Наровчатского района Пензенской области от 25.12.2009 № 392-39/2", в части установления значения коэффициента дифференциации по виду деятельности арендатора земельного участка из категории земель населенных пунктов сотовая связь.
Взыскать с Собрания представителей Наровчатского района Пензенской области в пользу ООО "Т2 Мобайл" судебные расходы в виде средств по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья
А.В.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------