Решение Пензенского областного суда от 09.09.2015 по делу N 3-31/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 20.12.2004 N 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" в части слов "достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применительно к лицам, имеющим звание "Ветеран труда">



ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. по делу № 3-31/2015

Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Лункина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании отдельных положений Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области",

установил:

статьей 1 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" (далее - Закон от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО), опубликованного 21 декабря 2004 г. в официальном печатном издании "Издательский дом "Пензенская правда", определены категории граждан, на которые распространяется действие настоящего Закона.
Абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 названной статьи (в редакции Закона Пензенской области от 03 апреля 2014 г. № 2547-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" и в статью 1 Закона Пензенской области "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" (далее - Закон от 03 апреля 2014 г. № 2547-ЗПО), опубликованного 11 апреля 2014 г. в официальном печатном издании "Пензенские губернские ведомости") установлено, что право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют лица, имеющие звания "Ветеран труда", "Ветеран военной службы", получающие пенсии по иным основаниям либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Б., уточнив требования, обратился в Пензенский областной суд с заявлением об оспаривании приведенного законоположения с момента получения ответа из Департамента социального развития г. Заречного Пензенской области об отказе в предоставлении ему мер социальной поддержки, то есть с 18 апреля 2013 г.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что с 2011 г. он является пенсионером МВД, в 2012 г. ему присвоено звание "Ветеран труда". Со ссылкой на оспариваемые положения Закона № 715-ЗПО ему отказывают в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда, поскольку он не достиг возраста 60 лет.
Считает, что предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда при условии достижения ими возраста, дающего право на получение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, противоречит статье 28 Федерального закона от 21 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", которая, по его мнению, гарантирует предоставление мер социальной поддержки ветеранам при предъявлении лишь удостоверения соответствующего образца, без возрастных ограничений.
В судебном заседании Б. поддержал заявленные требования.
Представитель Законодательного Собрания Пензенской области С. возражал против их удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемая норма принята в пределах предоставленных полномочий, не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы лиц, имеющих звание "Ветеран труда", в вопросе предоставления мер социальной поддержки.
Выслушав доводы заявителя, возражения представителя заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лункина С.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Судом установлено, что заявитель с 2011 г. является пенсионером МВД, в 2012 г. ему присвоено звание "Ветеран труда", возраста, дающего право на пенсию по старости (60 лет) не достиг, что подтверждается соответствующими удостоверениями (л.д. 77,78).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах").
С 1 января 2005 г. меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии со статьей 22 Закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, Законодательное Собрание Пензенской области приняло Закон Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области".
Заявитель оспаривает положения абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 1 в редакции Закона Пензенской области от 03 апреля 2014 г. № 2547-ЗПО.
Проверяя порядок принятия нормативного акта, суд нарушений не установил.
В силу пункта 1 статьи 17 Устава Пензенской области Законодательное Собрание Пензенской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Пензенской области.
В компетенции Законодательного Собрания Пензенской области находится, помимо прочего, принятие законов Пензенской области, иных нормативных правовых актов, внесение в них изменений и дополнений. В пределах своей компетенции Законодательное Собрание Пензенской области принимает законы Пензенской области и постановления Законодательного Собрания (статьи 22, 24 Устава Пензенской области).
Согласно статье 24 Устава Пензенской области и статье 10 Закона Пензенской области от 01 ноября 1999 г. № 171-ЗПО "О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области", который регулирует законодательную процедуру, Законы Пензенской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено федеральным законом. Решение о принятии закона Пензенской области оформляется постановлением Законодательного собрания.
В соответствии с Законом Пензенской области от 01 ноября 1999 г. № 171-ЗПО "О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области" принятый Законодательным Собранием Пензенской области закон Пензенской области в течение пяти рабочих дней направляется Губернатору Пензенской области для обнародования, который, в свою очередь, в течение десяти календарных дней с момента поступления указанного закона обязан его обнародовать, удостоверив обнародование путем подписания закона Пензенской области или издания специального акта, либо отклонить закон (ст. 12).
Закон Пензенской области подлежит официальному опубликованию Губернатором Пензенской области (ст. 13 Закона).
На момент принятия Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" и Закона Пензенской области от 03 апреля 2014 г. № 2547-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" официальным опубликованием закона Пензенской области считалась первая публикация его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) либо в газетах "Пензенские губернские ведомости", "Пензенская правда".
Судом установлено, что Закон № 715-ЗПО и Закон Пензенской области № 2547-ЗПО приняты 17 декабря 2004 г. и 25 марта 2014 г. на 28 и 16 сессиях Законодательного Собрания Пензенской области 3-го и 5-го созыва соответственно, большинством голосов от установленного числа депутатов - 33 из 44 и 32 из 36, подписаны Губернатором Пензенской области 20 декабря 2004 г. и 03 апреля 2014 г., опубликованы 21 декабря 2004 г. и 11 апреля 2014 г. соответственно в печатных изданиях "Пензенская правда" № 74 и "Пензенские губернские ведомости" № 19 и вступили в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Законодательного Собрания Пензенской области, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу, регламентированных Уставом Пензенской области, Законом Пензенской области от 01 ноября 1999 г. № 171-ЗПО "О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области", Регламентом Законодательного Собрания Пензенской области.
Данное обстоятельство участниками процесса также не оспаривалось.
Проверяя существо оспариваемых заявителем положений абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" в редакции Закона от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО, суд не нашел противоречия их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 статьи 10, статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", начиная с 1 января 2005 г., меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" средства на реализацию настоящего Закона, в том числе расходы по доставке, предусматриваются в бюджете Пензенской области в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами Пензенской области и финансируются за счет средств областного бюджета, суд приходит к выводу о том, что региональный законодатель вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранов труда, а также определять порядок и условия предоставления таких мер, в том числе, возраст, по достижении которого указанная категория граждан вправе претендовать на их получение.
Оспариваемые заявителем положения абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" в редакции Закона от 31 октября 2011 г. № 2151-ЗПО в части слов "достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применительно к лицам, имеющим звание "Ветеран труда", используются законодателем в целях описания одного из условий, дающих право на предоставление мер социальной поддержки, что федеральному законодательству не противоречит.
Таким образом, законодатель Пензенской области, вводя своим Законом меры социальной поддержки для ветеранов труда и устанавливая, в том числе, условия их предоставления, действовал правомерно, в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и прав граждан в получении мер социальной поддержки не ограничил.
Кроме того, суд отмечает, что статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривалось предоставление льгот лицам, имеющим звание "Ветеран труда", только после назначения им пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". У ветеранов труда, получающих пенсию по иным основаниям либо получающих пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с указанной статьей возникало при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Оспариваемое законоположение регионального Закона фактически сохраняет ранее предусматривавшееся условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда.
Ссылка заявителя в обоснование своих требований на положения статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", которой, по его мнению, не соответствует оспариваемая им норма, является необоснованной.
Указанное законоположение - "Документы, подтверждающие права ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий", как и постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. № 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда", на которое заявитель ссылался в ходе судебного разбирательства, направлены на реализацию права ветеранов и членов их семей на социальное обеспечение и не устанавливают каких-либо положений об условиях предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан.
Что касается ссылок Б. на несоответствие оспариваемого правового регулирования положениям Конституции Российской Федерации, то во внимание они не могут быть приняты, поскольку суд общей юрисдикции не вправе осуществлять проверку оспариваемого акта на соответствие Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Такое право принадлежит лишь Конституционному Суду Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом установлено, что оспариваемая норма (абзац второй подпункта 2 пункта 1 статьи 1 в части слов "достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях") Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" в редакции Закона от 03 апреля 2014 г. № 2547-ЗПО принята законодательным органом Пензенской области в пределах своих полномочий и не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, прав заявителя не нарушает, оснований для удовлетворения заявления Б. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Б. о признании недействующим абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" в редакции Закона от 03 апреля 2014 г. № 2547-ЗПО в части слов "достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применительно к лицам, имеющим звание "Ветеран труда" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2015 г.

Судья
Н.В.ГОРДЕЕВА


------------------------------------------------------------------