Постановление Администрации г. Заречного от 17.09.2015 N 1785 "О Программе повышения эффективности управления общественными финансами в закрытом административно-территориальном образовании г. Заречном Пензенской области на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЗАРЕЧНОГО
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. № 1785

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В ЗАКРЫТОМ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Г. ЗАРЕЧНОМ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, пунктом 4 распоряжения Правительства Пензенской области от 04.12.2014 № 631-рП "О программе повышения эффективности управления общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года" и в целях определения основных направлений деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области в сфере управления общественными финансами, статьями 4.5.1 и 4.6.1 Устава закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области Администрация ЗАТО г. Заречного постановляет:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления общественными финансами в закрытом административно-территориальном образовании г. Заречном Пензенской области на период до 2018 года (далее - Программа) (приложение).
2. Администрации г. Заречного Пензенской области и иным органам местного самоуправления г. Заречного Пензенской области руководствоваться положениями Программы при реализации муниципальных программ г. Заречного Пензенской области, а также при подготовке проектов нормативных правовых актов г. Заречного Пензенской области.
3. Признать утратившими силу:
- постановление Администрации г. Заречного Пензенской области от 24.02.2012 № 347 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012 - 2013 годы";
- постановление Администрации г. Заречного Пензенской области от 18.05.2012 № 1066 "О внесении изменений в постановление Администрации города Заречного от 24.02.2012 № 347 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012 - 2013 годы";
- постановление Администрации г. Заречного Пензенской области от 25.06.2012 № 1327 "О внесении изменений в постановление Администрации города Заречного от 24.02.2012 № 347 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012 - 2013 годы";
- постановление Администрации г. Заречного Пензенской области от 28.11.2012 № 2370 "О внесении изменений в постановление Администрации города Заречного от 24.02.2012 № 347 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012 - 2013 годы";
- постановление Администрации г. Заречного Пензенской области от 25.01.2013 № 117 "О внесении изменений в постановление Администрации города Заречного от 24.02.2012 № 347 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012 - 2013 годы";
- постановление Администрации г. Заречного Пензенской области от 14.05.2013 № 893 "О внесении изменений в постановление Администрации города Заречного от 24.02.2012 № 347 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012 - 2013 годы";
- постановление Администрации г. Заречного Пензенской области от 24.12.2013 № 2511 "О внесении изменений в постановление Администрации города Заречного от 24.02.2012 № 347 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012 - 2013 годы".
4. Настоящее постановление опубликовать в печатном средстве массовой информации газете "Ведомости Заречного" и разместить на официальном сайте Администрации г. Заречного Пензенской области в разделе "Бюджет города".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации г. Заречного Пензенской области Ю.А. Зубову.

Исполняющий обязанности
Главы Администрации
В.В.ШОШКИН





Приложение

Утверждена
постановлением
Администрации г. Заречного
Пензенской области
от 17 сентября 2015 г. № 1785

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
В ЗАКРЫТОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Г. ЗАРЕЧНОМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Программа повышения эффективности управления общественными финансами в закрытом административно-территориальном образовании г. Заречном Пензенской области на период до 2018 года (далее - Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, распоряжением Правительства Пензенской области от 04.12.2014 № 631-рП "О программе повышения эффективности управления общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года", определяет основные направления деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области (далее - органы местного самоуправления) в сфере управления общественными финансами.

1. Необходимость разработки и реализации Программы

Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве определяют необходимость активного вовлечения Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В результате реализации мероприятий, в том числе Программы реформирования муниципальных финансов г. Заречного Пензенской области, в 2004 - 2008 годах система управления муниципальными финансами г. Заречного Пензенской области была существенно модернизирована.
Во исполнение Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (с последующими изменениями), постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области от 24.02.2012 № 347 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012 - 2013 годы" была утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012 - 2013 годы, задачами которой являлись:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области;
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- развитие системы муниципального финансового контроля;
- формирование комплексной муниципальной контрактной системы в муниципальном образовании;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области.
Результатами проведения бюджетных реформ в г. Заречном Пензенской области стали:
увеличение налогового потенциала бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области по налогам и сборам;
переход к программной структуре расходов бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области (свыше 92 процентов расходов бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на 2015 год запланировано в рамках муниципальных программ г. Заречного Пензенской области);
переход к оказанию муниципальных услуг на основе муниципальных заданий;
переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, создание многофункционального центра предоставления государственных (муниципальных) услуг;
проведение модернизации информационных систем, используемых при исполнении бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области и формировании бюджетной отчетности;
осуществление контроля за соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органов местного самоуправления, дефицита бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области и муниципального долга, расходов на их обслуживание).
Несмотря на динамичное развитие и совершенствование бюджетной системы, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами как на федеральном, на региональном, так и на местном уровнях еще не завершен.
Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальны для закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области:
высокий уровень дефицита бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области и долговых обязательств, ограничивающих возможности по реализации приоритетных направлений социально-экономического развития;
высокая доля текущих расходов бюджета, не позволяющая формировать фонды экономического и социального развития города;
слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, неопределенность соотношения и взаимосвязей различных программно-целевых инструментов;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов, наращиванию собственной налоговой базы;
формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения (муниципальных) услуг (работ);
отсутствие персональной ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов г. Заречного Пензенской области, муниципальных программ, инвестиционных проектов;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
наличие неиспользуемых резервов повышения эффективности процессов кассового обслуживания исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, а также операций со средствами муниципальных учреждений г. Заречного Пензенской области;
недостаточный уровень унификации и стандартизации процессов управления муниципальными финансами, интеграции и автоматизации учетной деятельности организаций муниципального сектора;
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, учреждений, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств;
отсутствие кадрового резерва, сформированного на основе высокопрофессионального кадрового состава.
В настоящее время система управления общественными финансами не создает достаточно устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики.
Необходимость решения приоритетных задач социально-экономического развития, поставленных в майских указах Президента Российской Федерации 2012 года, в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" и от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" (далее - приоритетные направления социально-экономического развития), требует создания качественно новой системы управления общественными финансами.

2. Цели, задачи Программы

Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации в г. Заречном Пензенской области приоритетных направлений социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета г. Заречного Пензенской области;
2) полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
3) повышение результативности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
4) оптимизация бюджетных расходов;
5) повышение эффективности процессов формирования и исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области;
6) усиление роли муниципального финансового контроля в управлении бюджетным процессом;
7) повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами;
8) повышение квалификации и финансовой грамотности всех участников бюджетного процесса и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, получающих субсидии и бюджетные инвестиции из местного бюджета.
Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в ней целей и задач.
Решение Администрацией г. Заречного Пензенской области и иными органами местного самоуправления г. Заречного Пензенской области перечисленных задач будет осуществляться в рамках принятых и принимаемых нормативных правовых актов г. Заречного Пензенской области с учетом изменений бюджетного законодательства Российской Федерации.

3. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджетов

Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы г. Заречного Пензенской области, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата в г. Заречном Пензенской области.
Переход к формированию бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на программной основе предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы г. Заречного Пензенской области в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации государственной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов.
С целью долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области необходимо скоординировать действия Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области по усовершенствованию действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.
Проведению ответственной бюджетной политики и оптимизации долговой нагрузки способствует реализация следующих основных принципов и мер:
расширение горизонтов бюджетного планирования, в том числе за счет утверждения бюджета на трехлетний период и формирования долгосрочных бюджетных прогнозов;
разработка основных направлений муниципальной долговой политики, на очередной финансовый год и плановый период;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики;
ограничение роста бюджетных расходов при безусловной реализации действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств только при условии наличия финансовых ресурсов на весь период их действия и соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития;
создание условий для развития конкуренции, привлечения инвестиций и наращивания налогового потенциала г. Заречного Пензенской области, в том числе за счет развития инновационной деятельности в г. Заречном Пензенской области, реализации эффективных мер поддержки хозяйствующих субъектов;
выявление и перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области за качество и соблюдение показателей кассового плана;
сокращение и поддержание безопасного уровня муниципального долга г. Заречного Пензенской области.
Разработка бюджетного прогноза г. Заречного Пензенской области на долгосрочный период, определяющего долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, долговыми обязательствами, является важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов.
При этом показатели бюджетного прогноза г. Заречного Пензенской области на долгосрочный период, Стратегии социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области до 2020 года и прогноза социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области должны быть взаимоувязаны. Это позволит повысить обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных связанных с ними ресурсов, стратегические ориентиры развития г. Заречного Пензенской области будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.
Особое внимание необходимо уделить разработке основных направлений муниципальной долговой политики г. Заречного Пензенской области. Политика управления муниципальным долгом должна решать задачу сбалансированности бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, обеспечивать соответствие параметров по муниципальному долгу Пензенской области нормам бюджетного законодательства. Выход на бездефицитный бюджет г. Заречного Пензенской области в среднесрочной перспективе.

4. Применение программно-целевых методов бюджетирования

Высокое качество управления бюджетным процессом на муниципальном уровне должно быть обеспечено, в первую очередь, за счет использования передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджета.
Определение всех направлений реализации муниципальной политики целесообразно осуществлять только в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ.
Муниципальные программы должны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности, а также ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В бюджетном прогнозе г. Заречного Пензенской области на долгосрочный период необходимо устанавливать предельные объемы ("потолки") расходов на весь срок реализации каждой муниципальной программы г. Заречного Пензенской области.
При определении предельных объемов ("потолков") расходов необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития г. Заречного Пензенской области, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг (работ), так и обеспечение достижения стратегических целей развития Российской Федерации, Пензенской области и г. Заречного Пензенской области, в том числе достижение целевых значений показателей указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
Важно обеспечивать аккумулирование средств на проектах, способствующих в среднесрочных и долгосрочных перспективах развитию экономического потенциала территории.
При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам г. Заречного Пензенской области должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета г. Заречного Пензенской области с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации программ.
Предельные объемы ("потолки") расходов позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные финансированием муниципальные программы г. Заречного Пензенской области, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
Обеспечение развития подходов к формированию муниципальных программ как элемента долгосрочного планирования предусматривает реализацию в г. Заречном Пензенской области следующих мер:
1) разработка Стратегии социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на период до 2030 года с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития;
2) формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области как необходимого условия для разработки бюджетного прогноза г. Заречного Пензенской области на соответствующий период;
3) разработка бюджетного прогноза г. Заречного Пензенской области на период до 2030 года, которая должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики, прежде всего, в социальной сфере, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов;
4) корректировка мероприятий и показателей муниципальных программ г. Заречного Пензенской области с учетом показателей Стратегии социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года и прогноза социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, а также приоритетных направлений социально-экономического развития.
Необходимо уделять особое внимание дальнейшей качественной разработке и реализации муниципальных программ г. Заречного Пензенской области, созданию действенного механизма контроля за их выполнением, повышению ответственности и заинтересованности исполнителей за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Контроль за выполнением муниципальных программ г. Заречного Пензенской области и принятие решений о дальнейшей их реализации должны осуществляться с учетом единой методики оценки эффективности реализации муниципальных программ г. Заречного Пензенской области с использованием программных продуктов.

5. Повышение результативности оказания муниципальных услуг
(выполнения работ)

В рамках реализации предусмотренной Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с последующими изменениями) реформы муниципальных учреждений следует проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов, в том числе за счет:
четкой увязки состава и объема услуг с социальными гарантиями и обязательствами государства;
более обоснованного планирования и распределения средств на оказание муниципальных услуг (выполнения работ);
более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности, при проведении закупок);
передачи оказания части муниципальных услуг (выполнения работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений);
сокращения издержек по административному контролю текущей деятельности автономных и бюджетных учреждений, путем повышения финансовой грамотности административно-управленческого персонала.
Для повышения результативности оказания муниципальных услуг (выполнение работ) в г. Заречном Пензенской области необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий;
2) оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления, на тип казенного учреждения, либо их ликвидация;
3) формирование ведомственных перечней муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, начиная с формирования муниципальных заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
4) переход к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствующих сферах, установленных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности;
5) расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) негосударственных организаций (переход к конкурсному размещению муниципального заказа на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) как среди муниципальных учреждений, так и организаций негосударственного сектора);
6) внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, нацеленных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Вознаграждение руководителей учреждений должно зависеть от качества работы учреждений и средней заработной платы персонала;
7) проведение анализа выполнения (невыполнения) муниципальных заданий с обязательным наличием результатов контроля за их исполнением, установлением ответственности за нарушение условий выполнения муниципальных заданий;
8) изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

6. Оптимизация бюджетных расходов

Основная цель оптимизации бюджетных расходов - создание стимулов к ответственному финансовому управлению бюджетными ресурсами и повышению качества предоставления муниципальных услуг (выполнения работ) и обеспечение устойчивого экономического роста территории.
Постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области от 24.11.2014 № 2498 "Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") по повышению эффективности расходования бюджетных средств закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области в 2015 году" был утвержден план мероприятий, нацеленный на проведение организационно-штатных мероприятий структуры Администрации и иных органов местного самоуправления города Заречного, повышение эффективности расходования бюджетных средств закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области в 2015 году.
Постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области от 02.03.2015 № 365 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в г. Заречном в 2015 году" утвержден план, нацеленный на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.
В 2015 году будут реализованы ключевые мероприятия, направленные на повышение эффективности управления муниципальной собственностью, обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, повышение эффективности деятельности муниципальных организаций, рост деловой и предпринимательской активности, снижение напряженности на рынке труда и ресурсосбережение. Кроме того, разработаны мероприятия в части информационного сопровождения антикризисных мер. Также ежемесячно будет проводиться мониторинг и контроль за складывающейся ситуацией в экономике и социальной сфере.
Собранием представителей г. Заречного Пензенской области рассмотрены и приняты решения, предусматривающие сокращение в 2015 году расходов бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат, неориентированных на результат. Кроме того, в целях повышение эффективности системы предоставления мер социальной поддержки, одного из важнейших элементов повышения функциональной эффективности расходования бюджетных средств, на рассмотрение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области были предложены и утверждены решения об отмене части дополнительных мер социальной поддержки граждан, предусмотренных решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 25.04.2008 № 544 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Заречного Пензенской области" (с последующими изменениями), в основе которых лежит принцип адресности социальной поддержки граждан, основывающийся на критерии "нуждаемости и доходности". При этом будет полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера. Инвестиционные ресурсы бюджета будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов. При формировании бюджета на 2015 год уже сокращены расходы на функционирование органов местного самоуправления, в том числе за счет оптимизации численности и совершенствования организационных структур органов местного самоуправления.
Реализация антикризисных мер будет осуществляться Администрацией г. Заречного Пензенской области в тесном взаимодействии с органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и организациями г. Заречного Пензенской области. Перечень первоочередных мероприятий при необходимости будет дополняться и уточняться.
В рамках данной задачи бюджетная политика будет выстраиваться на принципах ответственности и предсказуемости.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема бюджетных расходов требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
Для повышения финансовых возможностей за счет внутренних резервов Администрации г. Заречного Пензенской области и иным органам местного самоуправления города Заречного Пензенской области необходимо:
1) максимально эффективно использовать возможности привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта многоквартирных жилых домов, повышения качества и доступности жилья;
2) повысить адресность социальной поддержки граждан (для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки должно основываться на критерии нуждаемости и доходности граждан);
3) повысить эффективность бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации сети учреждений, а также за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению, рациональному использованию занимаемых площадей муниципальных организаций;
4) повысить эффективность расходов капитального характера за счет предоставления капитальных вложений из бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области в объекты муниципальной собственности г. Заречного Пензенской области, из бюджета Пензенской области за счет субсидий и субвенций городским округам на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, на основе анализа ожидаемого эффекта от вложения бюджетных средств, а также исходя из возможностей бюджета г. Заречного Пензенской области по обеспечению софинансирования для участия в федеральных и областных целевых программах;
5) повысить эффективность, открытость и прозрачность деятельности муниципальных предприятий, в том числе за счет осуществления закупки товаров и продукции производственного назначения исключительно на основе проведения торгов;
6) провести инвентаризацию муниципального имущества г. Заречного Пензенской области, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями г. Заречного Пензенской области, на предмет эффективного его использования (с определением уровня фондоотдачи);
7) оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления за счет сокращения дублирования функций и полномочий;
8) оптимизировать расходы на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд путем реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).

7. Повышение эффективности процессов формирования
и исполнения бюджетов

Повышение эффективности управления общественными финансами должно быть обеспечено также на операционном уровне, то есть на уровне инструментов, механизмов и процедур непосредственного принятия и реализации решений Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области.
Совершенствовать "операционную" деятельность предполагается как по внутриведомственным направлениям, так и в части межведомственного взаимодействия - в рамках совершенствования бюджетного процесса. Важная роль в этой сфере отводится органам муниципального казначейства.
Развитие системы управления финансово-бюджетными механизмами в г. Заречном Пензенской области, в первую очередь, должно быть направлено:
на внедрение оптимизированной единой системы финансовых расчетов и отчетов с автоматическим обменом бюджетными данными и преобразованием документов в учетные записи в регистрах бюджетного учета для всех участников бюджетного процесса г. Заречного Пензенской области;
на внедрение процесса автоматизации сбора и анализа информации к проекту бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области (проекту изменений в бюджет закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области) от субъектов бюджетного планирования (включая муниципальные учреждения г. Заречного Пензенской области) и формирование в программном комплексе проекта бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области с возможностью анализа и сравнения альтернативных версий проекта бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Повышение эффективности использования бюджетных средств с точки зрения их стоимостного ресурса будет осуществляться через инструменты управления ликвидностью счета бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области. В дополнение к существующим возможностям должны быть внедрены новые, а именно:
совершенствование процедуры составления и исполнения кассового плана бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области и методики обеспечения оптимального размера ежедневного остатка на едином счете бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области;
максимальное использование возможностей механизма привлечения в бюджет закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области остатков временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений, привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области за счет остатков на едином счете федерального бюджета;
внедрение механизма перечисления средств из бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, должно осуществляться в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, источником финансового обеспечения которых являются как средства бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, так и межбюджетные трансферты.
Программно-целевые методы управления требуют организации эффективного финансового менеджмента в Администрации г. Заречного Пензенской области, в иных органах местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, а также в учреждениях.
Финансовый менеджмент должен стать составной частью деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, учреждений и обеспечивать принятие эффективных управленческих решений об адресном, экономном и результативном использовании бюджетных средств.
Для объективной количественной оценки качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, осуществляемого не только финансовым органом, но и ведомственными специалистами внутреннего финансового контроля и аудита иных органов местного самоуправления.
В результате изменения подхода к процессам планирования и исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области предполагается достичь главных результатов:
повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления за счет значительного сокращения дублирующих процедур и "ручного ввода" данных при взаимодействии по бюджетным вопросам и направления высвободившегося времени на усиление аналитической и методологической работы, повысить оперативность составления финансовых расчетов для принятия управленческих решений;
повысить качество финансового менеджмента муниципальных учреждений г. Заречного Пензенской области;
сократить в сопоставимых условиях расходы на обслуживание муниципального долга г. Заречного Пензенской области;
повышение финансового контроля за администрированием доходов главными администраторами доходов бюджета г. Заречного Пензенской области.

8. Совершенствование муниципального финансового контроля

Переход к программному бюджету требует смещения акцента с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами использования средств.
При этом контроль следует осуществлять на всех этапах "жизненного цикла" муниципальных программ - при разработке, в процессе реализации, при мониторинге, экспертизе, оценке результативности.
В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществление муниципального финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:
на совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля с учетом изменений бюджетного законодательства (в том числе в части регламентации деятельности контрольно-ревизионных органов, унификации терминов, подходов и процедур при осуществлении контрольных функций);
на организацию внутреннего финансового контроля и аудита, создание полноценной системы мониторинга муниципальных программ;
на проведение анализа осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
на усиление ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Пензенской области и органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области (применение бюджетных мер принуждения и привлечения к ответственности, в том числе административной);
на усиление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (выявление "недобросовестных" заказчиков и поставщиков товаров (работ, услуг) путем осуществления контроля при проведении оплаты по заключенным контрактам, применения антидемпинговых процедур при проведении конкурсов и аукционов, использования банковских гарантий, предоставляемых участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта);
на предупреждение и пресечение бюджетных нарушений, в том числе совершения платежей по сомнительным сделкам (усовершенствование процедур санкционирования операций при кассовом обслуживании исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области);
на повышение качества договорной работы (проведение инвентаризации соглашений (договоров), заключаемых органами местного самоуправления и организациями при предоставлении средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, на предмет соответствия их законодательству и технико-юридическим нормам).

9. Повышение открытости и прозрачности управления
общественными финансами

Повышение уровня открытости и прозрачности деятельности Администрации г. Заречного и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджетов и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность предполагает:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов;
открытость деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
рассмотрение и утверждение бюджетных параметров, бюджетной отчетности в увязке с планируемыми и достигнутыми целями и результатами государственной политики;
соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.
Достижение высокого уровня прозрачности предусматривает доступность и понятность для граждан информации о целях бюджетной политики, публичность процесса управления общественными финансами, открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
Данные задачи обуславливают необходимость повышения уровня финансовой грамотности населения, в том числе в вопросах формирования и исполнения бюджетов.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса.
Для достижения перечисленных целей в г. Заречном Пензенской области необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
1) развитие технологической и телекоммуникационной инфраструктуры и регламентация требований к информационным системам управления муниципальными финансами;
2) реализация мероприятий, направленных на участие граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на муниципальном уровне, проектов муниципальных программ г. Заречного Пензенской области и отчетов об их реализации;
3) регулярная публикация "бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования населения о бюджете закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области и отчетах об их исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами;
4) развитие механизмов эффективного взаимодействия с населением за счет расширения интерактивного взаимодействия с посетителями официальных сайтов Администрации г. Заречного Пензенской области, иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, муниципальных учреждений г. Заречного Пензенской области (форумы, интернет-приемные, сервисы голосования посетителей);
5) обеспечение общедоступности информации об оказании (муниципальных) услуг (выполнении работ), в том числе путем размещения на (официальных сайтах Администрации г. Заречного Пензенской области, иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области) нормативов финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг и методик формирования указанных нормативов, результатов мониторинга оказания муниципальных услуг (выполнения работ), результатов контроля за исполнением муниципальных заданий, результатов изучения мнения населения о качестве оказания услуг (выполнения работ).

Заключительные положения

Реализация настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Планируется разработка и утверждение муниципальной программы "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом г. Заречного Пензенской области на 2016 - 2021 годы".


------------------------------------------------------------------