Решение Пензенского областного суда от 21.09.2015 по делу N 3а-13/2015 <О признании недействующим пункта 3 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19 декабря 2014 г. N 147 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2015 год">
ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2015 г. по делу № 3а-13/2015
Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Мищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" об оспаривании отдельных положений приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19 декабря 2014 г. № 147 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2015 год",
установил:
Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление) 19 декабря 2014 г. принят приказ № 147 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2015 год" (далее - приказ от 19 декабря 2014 г. № 147), который опубликован на официальном сайте Управления http://tarif.pnzreg.ru, 19 декабря 2014 г., и в официальном печатном издании "Издательский дом "Пензенская правда" № 98, 26 декабря 2014 г.
Пунктом 3 приказа от 19 декабря 2014 г. № 147 установлены и введены в действие тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" (далее - ООО "СКМ Энергосервис", общество) потребителям на территории г. Пензы Пензенской области: с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. в размере 103,32 руб. за 1 куб. метр (без НДС), в том числе компонент на холодную воду (без НДС) - 15,61 руб. за 1 куб. метр, компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1329,01 руб. за 1 Гкал, с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 114,24 руб. за 1 куб. метр (без НДС), в том числе компонент на холодную воду (без НДС) - 17,93 руб. за 1 куб. метр, компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1459,25 руб. за 1 Гкал; с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. в размере 121,92 руб. за 1 куб. метр (с НДС), в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 18,42 руб. за 1 куб. метр, компонент на тепловую энергию (с НДС) - 1568,23 руб. за 1 Гкал, с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 134,80 руб. за 1 куб. метр (с НДС), в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 21,16 руб. за 1 куб. метр, компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1721,91 руб. за 1 Гкал.
ООО "СКМ Энергосервис" обратилось в Пензенский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия вышеуказанного пункта приказа от 19 декабря 2014 г. № 147 в части цены компонента на тепловую энергию.
Заявление мотивировано тем, что регулирующим органом вопреки требованиям пункта 8 части 1 статьи 7 ФЗ "О теплоснабжении", пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, пункта 2.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы при формировании статьи расходов "Фонд оплаты труда" необоснованно не учтена нормативная численность работников, что, в свою очередь, повлекло занижение расходов по отчислениям на социальные нужды.
При формировании тарифа были занижены расходы по статье затрат "Электрическая энергия", поскольку Управлением при формировании тарифа был принят средневзвешенный тариф на электроэнергию в меньшем размере, чем за период с июля по октябрь 2014 г. Кроме того, следовало руководствоваться Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (МДК 4-05.2004), утвержденной Госстроем РФ 12 августа 2003 г., принимая во внимание фактически установленное электропотребляющее оборудование, состав которого не изменялся, и замечаний по нему со стороны регулирующего органа не поступало.
При формировании необходимой валовой выручки Управлением не были учтены расходы по договору аренды транспорта с ООО "ПК-С", в связи с чем, необоснованно не приняты расчеты общества по статье "Аренда транспорта".
В нарушение пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, а также пунктов 18, 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э регулятором завышен объем полезного отпуска тепловой энергии.
По указанным основаниям общество считает, что тарифы на горячую воду для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" установлены на уровне ниже экономически обоснованных.
На основании определения Пензенского областного суда от 15 сентября 2015 г. суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "СКМ Энергосервис" - Р. заявленное требование поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - С. против удовлетворения заявленного требования возражал, ссылаясь на то, что оспариваемые положения приказа от 19 декабря 2014 г. № 147 приняты с соблюдением компетенции данного органа исполнительной власти Пензенской области, порядка и процедуры его принятия и введения в действие, и соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Выслушав доводы представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы административного дела, а также тарифного дела, заслушав заключение прокурора Мищенко Н.В., полагавшую заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктами 55, 67.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1).
На федеральном уровне отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а также Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила).
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
На территории Пензенской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности в соответствии с действующим законодательством является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (постановление Правительства Пензенской области от 04 августа 2010 г. № 440-пП "Об утверждении Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области").
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области 19 декабря 2014 г. был принят приказ № 147, с вышеприведенными положениями которого не согласился административный истец, что явилось основанием для обращения в Пензенский областной суд с настоящим требованием.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного акта, суд нарушений не установил.
Согласно пункта 1.4 названного выше Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 04 августа 2010 г. № 440-пП, решения по вопросам, входящим в компетенцию Управления, принимаются в форме приказов (т. 2 л.д. 7-17).
Решения, принимаемые правлением Управления, подписывает начальник Управления (подпункт 7 пункта 5.7 Положения).
В соответствии с пунктом 2 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. № 1013-пП, акты исполнительных органов подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
19 декабря 2014 г. Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области принят обжалуемый приказ № 147, который подписан начальником Управления К., 19 декабря 2014 г. опубликован на официальном сайте Управления http://tarif.pnzreg.ru, 26 декабря 2014 г. - в газете "Издательский дом "Пензенская правда" № 98 и вступил в силу с момента его первого официального опубликования (т. 2 л.д. 1-5,6).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
Данное обстоятельство участниками процесса также не оспаривалось.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом пункта 3 приказа от 19 декабря 2014 г. № 147 и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой при проверке законности положений нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме, суд приходит к выводу о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что на основании заявления ООО "СКМ Энергосервис" и представленных данной организацией материалов 27 мая 2014 г. Управлением было открыто дело об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей указанного общества на 2015 г.
Для расчета указанных тарифов органом регулирования применен метод экономически обоснованных расходов (затрат), предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении, подпунктом "а" пункта 30 Основ ценообразования.
В рамках тарифного дела регулятором проведена экспертиза предложений об установлении тарифов, результаты которой отражены в экспертном заключении (т. 1 л.д. 242-246).
Решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую потребителям ООО "СКМ Энергосервис", на 2015 г. принято Управлением на основании представленных регулируемой организацией материалов и экспертного заключения по итогам заседания правления с участием представителей общества, что подтверждается протоколом от 19 декабря 2014 г. № 131 (т. 1 л.д. 239-241).
Изложенное свидетельствует о соблюдении регулирующим органом положений пунктов 25, 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Судом также установлено, что оспариваемый приказ от 19 декабря 2014 г. № 147 содержит величину тарифов на горячую воду с указанием применяемой календарной разбивки по полугодиям, дифференциации тарифов, даты введения и окончания их действия (с 01 января 2015 г. на один год), что соответствует требованиям пунктов 6, 10 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении, пункта 28 Правил.
Вместе с тем, федеральным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения не предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метра горячей воды, равно как и расчет итогового тарифа в указанной единице измерения на основе двух компонентов.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406.
Согласно пункту 1 Основ ценообразования этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
В силу пункта 109 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Между тем произведенный Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области расчет тарифов не соответствует вышеприведенным положениям Закона о водоснабжении и Основ ценообразования в сфере водоснабжения, что является основанием для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.
Ссылки представителя административного ответчика на Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354, во внимание не могут быть приняты, поскольку положения указанных Правил не регулируют установление и расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, установление Управлением наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду одновременно и одноставочного тарифа в рублях за 1 куб. метр горячей воды привело к неопределенности, поскольку неясно, какие же тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям.
Неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта или его части в такой редакции недействующими (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Что касается доводов представителя административного истца о том, что при установлении стоимости компонента на тепловую энергию тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на 2015 год регулирующим органом при формировании статьи расходов "Фонд оплаты труда" необоснованно не учтена нормативная численность работников, занижены расходы по отчислениям на социальные нужды, электрическую энергию, арендную плату транспортных средств, завышен объем полезного отпуска тепловой энергии, приведенные в обоснование заявленного требования, то суд исходит из того, что при издании оспариваемого приказа компонент на тепловую энергию установлен регулятором равным тарифу на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "СКМ Энергосервис" потребителям на территории Пензенской области, на 2015 г., утвержденному приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2014 г. № 127.
Вышеприведенные доводы административного истца являлись предметом судебного разбирательства при рассмотрении гражданского дела по заявлению ООО "СКМ Энергосервис" о признании недействующими отдельных положений приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2014 г. № 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год".
Решением Пензенского областного суда от 11 марта 2015 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 08 июля 2015 г. № 29-АПГ15-2, в удовлетворении указанного заявления обществу отказано. При этом суд посчитал установленным и исходил из того, что при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" расчет затрат по статьям расходов произведен тарифной службой в соответствии с нормативными актами в данной сфере государственного регулирования тарифов.
На основании части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию и оспариванию.
Каких-либо иных оснований для отмены пункта 3 приказа Управления от 19 декабря 2014 г. № 147 ООО "СКМ Энергосервис" не приведено.
Экономическая обоснованность компонента на холодную воду административным истцом не оспаривается.
Определяя дату, с которой подлежит признанию недействующим пункт 3 приказа от 19 декабря 2014 г. № 147, суд исходит из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 апреля 2000 г. № 6-П, согласно которой решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения настоящего решения суда применялся и на его основании были реализованы права общества, что не отрицалось ни одной из сторон в ходе судебного разбирательства, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", считает необходимым признать пункт 3 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19 декабря 2014 г. № 147 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2015 год" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19 декабря 2014 г. № 147 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2015 год".
Обязать Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Издательский дом "Пензенская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2015 г.
Судья
Н.В.ГОРДЕЕВА
------------------------------------------------------------------
ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2015 г. по делу № 3а-13/2015
Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Мищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" об оспаривании отдельных положений приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19 декабря 2014 г. № 147 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2015 год",
установил:
Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление) 19 декабря 2014 г. принят приказ № 147 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2015 год" (далее - приказ от 19 декабря 2014 г. № 147), который опубликован на официальном сайте Управления http://tarif.pnzreg.ru, 19 декабря 2014 г., и в официальном печатном издании "Издательский дом "Пензенская правда" № 98, 26 декабря 2014 г.
Пунктом 3 приказа от 19 декабря 2014 г. № 147 установлены и введены в действие тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" (далее - ООО "СКМ Энергосервис", общество) потребителям на территории г. Пензы Пензенской области: с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. в размере 103,32 руб. за 1 куб. метр (без НДС), в том числе компонент на холодную воду (без НДС) - 15,61 руб. за 1 куб. метр, компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1329,01 руб. за 1 Гкал, с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 114,24 руб. за 1 куб. метр (без НДС), в том числе компонент на холодную воду (без НДС) - 17,93 руб. за 1 куб. метр, компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1459,25 руб. за 1 Гкал; с 01 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. в размере 121,92 руб. за 1 куб. метр (с НДС), в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 18,42 руб. за 1 куб. метр, компонент на тепловую энергию (с НДС) - 1568,23 руб. за 1 Гкал, с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 134,80 руб. за 1 куб. метр (с НДС), в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 21,16 руб. за 1 куб. метр, компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1721,91 руб. за 1 Гкал.
ООО "СКМ Энергосервис" обратилось в Пензенский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия вышеуказанного пункта приказа от 19 декабря 2014 г. № 147 в части цены компонента на тепловую энергию.
Заявление мотивировано тем, что регулирующим органом вопреки требованиям пункта 8 части 1 статьи 7 ФЗ "О теплоснабжении", пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, пункта 2.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы при формировании статьи расходов "Фонд оплаты труда" необоснованно не учтена нормативная численность работников, что, в свою очередь, повлекло занижение расходов по отчислениям на социальные нужды.
При формировании тарифа были занижены расходы по статье затрат "Электрическая энергия", поскольку Управлением при формировании тарифа был принят средневзвешенный тариф на электроэнергию в меньшем размере, чем за период с июля по октябрь 2014 г. Кроме того, следовало руководствоваться Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (МДК 4-05.2004), утвержденной Госстроем РФ 12 августа 2003 г., принимая во внимание фактически установленное электропотребляющее оборудование, состав которого не изменялся, и замечаний по нему со стороны регулирующего органа не поступало.
При формировании необходимой валовой выручки Управлением не были учтены расходы по договору аренды транспорта с ООО "ПК-С", в связи с чем, необоснованно не приняты расчеты общества по статье "Аренда транспорта".
В нарушение пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, а также пунктов 18, 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э регулятором завышен объем полезного отпуска тепловой энергии.
По указанным основаниям общество считает, что тарифы на горячую воду для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" установлены на уровне ниже экономически обоснованных.
На основании определения Пензенского областного суда от 15 сентября 2015 г. суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "СКМ Энергосервис" - Р. заявленное требование поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - С. против удовлетворения заявленного требования возражал, ссылаясь на то, что оспариваемые положения приказа от 19 декабря 2014 г. № 147 приняты с соблюдением компетенции данного органа исполнительной власти Пензенской области, порядка и процедуры его принятия и введения в действие, и соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Выслушав доводы представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы административного дела, а также тарифного дела, заслушав заключение прокурора Мищенко Н.В., полагавшую заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктами 55, 67.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1).
На федеральном уровне отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а также Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила).
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
На территории Пензенской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности в соответствии с действующим законодательством является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (постановление Правительства Пензенской области от 04 августа 2010 г. № 440-пП "Об утверждении Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области").
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области 19 декабря 2014 г. был принят приказ № 147, с вышеприведенными положениями которого не согласился административный истец, что явилось основанием для обращения в Пензенский областной суд с настоящим требованием.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного акта, суд нарушений не установил.
Согласно пункта 1.4 названного выше Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 04 августа 2010 г. № 440-пП, решения по вопросам, входящим в компетенцию Управления, принимаются в форме приказов (т. 2 л.д. 7-17).
Решения, принимаемые правлением Управления, подписывает начальник Управления (подпункт 7 пункта 5.7 Положения).
В соответствии с пунктом 2 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. № 1013-пП, акты исполнительных органов подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
19 декабря 2014 г. Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области принят обжалуемый приказ № 147, который подписан начальником Управления К., 19 декабря 2014 г. опубликован на официальном сайте Управления http://tarif.pnzreg.ru, 26 декабря 2014 г. - в газете "Издательский дом "Пензенская правда" № 98 и вступил в силу с момента его первого официального опубликования (т. 2 л.д. 1-5,6).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
Данное обстоятельство участниками процесса также не оспаривалось.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом пункта 3 приказа от 19 декабря 2014 г. № 147 и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой при проверке законности положений нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме, суд приходит к выводу о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что на основании заявления ООО "СКМ Энергосервис" и представленных данной организацией материалов 27 мая 2014 г. Управлением было открыто дело об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей указанного общества на 2015 г.
Для расчета указанных тарифов органом регулирования применен метод экономически обоснованных расходов (затрат), предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении, подпунктом "а" пункта 30 Основ ценообразования.
В рамках тарифного дела регулятором проведена экспертиза предложений об установлении тарифов, результаты которой отражены в экспертном заключении (т. 1 л.д. 242-246).
Решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую потребителям ООО "СКМ Энергосервис", на 2015 г. принято Управлением на основании представленных регулируемой организацией материалов и экспертного заключения по итогам заседания правления с участием представителей общества, что подтверждается протоколом от 19 декабря 2014 г. № 131 (т. 1 л.д. 239-241).
Изложенное свидетельствует о соблюдении регулирующим органом положений пунктов 25, 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Судом также установлено, что оспариваемый приказ от 19 декабря 2014 г. № 147 содержит величину тарифов на горячую воду с указанием применяемой календарной разбивки по полугодиям, дифференциации тарифов, даты введения и окончания их действия (с 01 января 2015 г. на один год), что соответствует требованиям пунктов 6, 10 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении, пункта 28 Правил.
Вместе с тем, федеральным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения не предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метра горячей воды, равно как и расчет итогового тарифа в указанной единице измерения на основе двух компонентов.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406.
Согласно пункту 1 Основ ценообразования этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
В силу пункта 109 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Между тем произведенный Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области расчет тарифов не соответствует вышеприведенным положениям Закона о водоснабжении и Основ ценообразования в сфере водоснабжения, что является основанием для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.
Ссылки представителя административного ответчика на Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354, во внимание не могут быть приняты, поскольку положения указанных Правил не регулируют установление и расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, установление Управлением наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду одновременно и одноставочного тарифа в рублях за 1 куб. метр горячей воды привело к неопределенности, поскольку неясно, какие же тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям.
Неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта или его части в такой редакции недействующими (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Что касается доводов представителя административного истца о том, что при установлении стоимости компонента на тепловую энергию тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на 2015 год регулирующим органом при формировании статьи расходов "Фонд оплаты труда" необоснованно не учтена нормативная численность работников, занижены расходы по отчислениям на социальные нужды, электрическую энергию, арендную плату транспортных средств, завышен объем полезного отпуска тепловой энергии, приведенные в обоснование заявленного требования, то суд исходит из того, что при издании оспариваемого приказа компонент на тепловую энергию установлен регулятором равным тарифу на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "СКМ Энергосервис" потребителям на территории Пензенской области, на 2015 г., утвержденному приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2014 г. № 127.
Вышеприведенные доводы административного истца являлись предметом судебного разбирательства при рассмотрении гражданского дела по заявлению ООО "СКМ Энергосервис" о признании недействующими отдельных положений приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2014 г. № 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год".
Решением Пензенского областного суда от 11 марта 2015 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 08 июля 2015 г. № 29-АПГ15-2, в удовлетворении указанного заявления обществу отказано. При этом суд посчитал установленным и исходил из того, что при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" расчет затрат по статьям расходов произведен тарифной службой в соответствии с нормативными актами в данной сфере государственного регулирования тарифов.
На основании части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию и оспариванию.
Каких-либо иных оснований для отмены пункта 3 приказа Управления от 19 декабря 2014 г. № 147 ООО "СКМ Энергосервис" не приведено.
Экономическая обоснованность компонента на холодную воду административным истцом не оспаривается.
Определяя дату, с которой подлежит признанию недействующим пункт 3 приказа от 19 декабря 2014 г. № 147, суд исходит из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 апреля 2000 г. № 6-П, согласно которой решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения настоящего решения суда применялся и на его основании были реализованы права общества, что не отрицалось ни одной из сторон в ходе судебного разбирательства, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", считает необходимым признать пункт 3 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19 декабря 2014 г. № 147 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2015 год" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19 декабря 2014 г. № 147 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2015 год".
Обязать Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Издательский дом "Пензенская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2015 г.
Судья
Н.В.ГОРДЕЕВА
------------------------------------------------------------------